Председатель Совета Нацбанка Богдан Данилишин на своей странице в Фейсбук рассказал, какие именно положения спровоцировали больше всего дискуссий и в каких вопросах он не согласен с правлением НБУ. «Минфин» приводит ключевые тезисы публикации.
Разошлись во взглядах
Наибольшие дискуссии среди членов Совета НБУ вызвали следующие положения:
— Целью денежно-кредитной (монетарной) политики является поддержание инфляции в среднесрочной перспективе на уровне 5% с допустимым диапазоном отклонений ± 1 п. п.
Совет не поддержал предложение, что целью денежно-кредитной политики является поддержание показателя по индексу потребительских цен (инфляции) в годовом измерении, приближенном к 5% постоянно.
— Национальный банк может использовать все законодательно определенные средства денежно-кредитной политики.
Читайте также: Денежно-кредитная политика НБУ в 2020 году: чего ждать бизнесу и вкладчикам
Совет не поддержал предложение Правления НБУ, что учетная ставка является ключевым инструментом денежно-кредитной (монетарной) политики. То есть все средства денежно-кредитной политики имеют одинаковую правовую силу и Правление НБУ именно определяет, какое из них наиболее рационально использовать на соответствующем отрезке времени.
Инфляционные оценки
По этому поводу должен отметить следующее. Курс нового правительства предусматривает снижение процентных ставок по кредитам. НБУ уже анонсировал возможности для снижения процентной ставки по кредитам, впрочем, влияние внешних факторов на инфляционные процессы может замедлить снижение учетной ставки или сроки достижения инфляционной цели. Вместе с тем последние исследования указывают, что таргеты на уровне 5%+/-1 процентный пункт, избранные Украиной, являются достаточно жесткими, по сравнению с аналогичными показателями в большинстве других стран.
В течение длительного периода времени НБУ не достигал провозглашенной инфляционной цели. В конце прошлого года цель фактически достигнута. Этому способствовала, в том числе, жесткая монетарная политика НБУ. Формулировки, которые содержит отечественное законодательство и Основные принципы денежно-кредитной политики о возможности в среднесрочной перспективе (в течение 3-5 лет) достичь цели по инфляции, позволяют НБУ устанавливать инфляционную цель, диапазон колебаний инфляционной цели и определять срок достижения этой цели в пределах 3-5 лет.
Однако, на мой взгляд, отсутствуют четкие объяснения и обоснования, почему таргет по уровню потребительской инфляции в Украине должен быть именно 5%, а не 4,5% или 7,5%. Ссылки на «фундаментальные» исследования прошлых лет, на базе устаревшей статистики, выглядят плохим обоснованием и явно требуют дополнительных объяснений или, в случае отсутствия таких объяснений, – пересмотра таргета.
Читайте также: Гривна в дефиците. Как низкая инфляция и курс отразились на экономике
Очевидно, что режим инфляционного таргетирования, который внедрен в Украине, влияет не только на макроэкономические показатели, но и на условия финансирования государственного долга, и на условия кредитования. В текущем состоянии развития режим инфляционного таргетирования далек от оптимального состояния из-за специфики развития отечественного финансового рынка, несовершенства работы судебной системы. Надеюсь, что в настоящее время, благодаря совместным усилиям Правительства и НБУ, удастся достичь намеченных целей.