Однако по мнению председателя совета Нацбанка Богдана Данилишина — не все так просто. О ситуации в экономике Украины, укреплении гривны и последствиях этого процесса он рассказал в статье для Зеркала недели. «Минфин» приводит ключевые тезисы публикации.
Инфляция ударила по промышленникам
Цель по инфляции достигнута благодаря жесткой монетарной политике. Какие побочные эффекты? Шесть месяцев подряд снижение промышленного производства. Обвал промпроизводства в ноябре 2019 г, по сравнению с ноябрем прошлого года, смущает — минус 7,5%! Следствием падения промпроизводства стал рост безработицы: в ноябре число безработных увеличилось на 11,4%, по сравнению с октябрем.
Начинать снижение учетной ставки нужно было в мае-июне, когда стало понятно — 2019 г будет низкоинфляционным. Шаг снижения ставки должен быть большим. Недавнее снижение ставки до 13,5% — запоздалая полумера (в аспекте развития реального сектора экономики). Если дисконтная ставка больше чем вдвое выше потребительской инфляции (а еще и дефляция в промышленности), отрицательная динамика промышленного производства вполне логична.
Кредиты против ОВГЗ
На 21 декабря из общего объема ОВГЗ в обращении, а это 816 млрд грн, на балансе банков — 328 млрд. Доходность по ОВГЗ ориентируется на учетную ставку, — в течение двух третей года ставки по ОВГЗ находились в коридоре 15-18% годовых. Высокая дисконтная ставка привела к стагнации кредитования реального сектора экономики. У банков нет резона кредитовать экономику. У них есть идеальный по доходности и рискованности альтернативный инструмент — ОВГЗ.
Покупай ОВГЗ и получи дополнительную доходность от «Минфина»
Не удивительно, что 40% госбумаг, находящихся в обращении, — на балансе банков. Доходы банков по ОВГЗ — это затраты госбюджета. Есть еще и депозитные сертификаты НБУ, доходность по которым также ориентируется на дисконтную ставку. На 21 декабря по депозитам овернайт среднедневная задолженность составила 14,9 млрд грн, средний размер привлечения в депсертификаты на 3-15 дней составляет 40 млрд. В этом году банки получили доход по депсертификатам в сумме 8,64 млрд грн, выплаченный Нацбанком.
Пошли на ревальвацию
Еще одним следствием высокой ставки НБУ (из-за доходности по ОВГЗ) стала резкая ревальвация гривни, — объем вложений нерезидентов в украинские госбумаги в этом году вырос в 17 раз, или на 100 млрд грн (в эквиваленте)! В итоге официальный курс с начала года укрепился почти на 15%.
Замена части внешнего госдолга внутренним, «удлинение» госдолга и удешевление (с конца лета) — положительные моменты. Но не обусловленное объективными макроэкономическими причинами резкое укрепление гривни снизило конкурентоспособность продукции украинских экспортеров. Что негативно влияет на дефицит внешней торговли, который по итогам десяти месяцев составил 8,5 млрд долл. (на 5,8% больше, чем за десять месяцев 2018-го). Еще одним следствием ревальвации стал дисбаланс в госфинансах, произошедший из-за падения поступлений в госбюджет по статьям доходов, которые зависят от курса.
Нивелировать негативные последствия чрезмерной ревальвации гривни мог бы НБУ. Если бы активно выкупал валюту в резервы, которые могут очень пригодиться в следующем году для выплат по внешнему госдолгу.
Самое тревожное — страна увеличила зависимость от международных финансовых спекулянтов. Остается лишь надеяться, что мировая экономика избежит турбулентности в ближайшие 3-4 года, когда мы будем очень уязвимы к резким отливам капитала с развивающихся рынков. Кстати, валовый внешний долг в третьем квартале вырос на $4,4 млрд, по сравнению со вторым. В том числе и за счет вложений нерезидентов в ОВГЗ (в третьем квартале — на $1,8 млрд).
Определение приоритетов
Предлагаю читателям самим определиться, что важнее — достижение цели по инфляции и улучшения структуры госдолга или падение промышленного производства и резкое осложнение положения экспортеров (а экспорт — это почти половина ВВП Украины).
Ко второй группе факторов добавим падение промышленных цен, следствием чего может стать снижение капитальных инвестиций (зачем инвестировать, если промышленность входит в штопор?) и замедление оптового товарооборота. Если тенденция роста безработицы сохранится, следует ожидать снижения роста реальных доходов граждан. Следствием будет замедление темпов розничной торговли, что является вторым по значимости фактором роста ВВП Украины (в третьем квартале темпы его роста были ниже, чем во втором).
Стратегия развития экономики
Побочные эффекты неоптимальной монетарной политики предопределяют цели и стратегию развития экономики. Укрепление гривны (не подкрепленное макроэкономическими предпосылками) снижает конкурентоспособность украинской продукции. И не только на экспортных рынках, но и на внутреннем, откуда она начнет вытесняться импортом, который стал дешевле. Поэтому нет более важной задачи, чем повышение конкурентоспособности украинской экономики. Украинские фирмы должны научиться добиваться преимуществ не только за счет ценовой конкуренции, а и за счет инноваций — создание новых товаров и новых подходов в организации бизнеса.
Банковская система не может существовать сама по себе и сама для себя. Она должна стать эффективным средством достижения экономических целей государства. Первая цель — переход от модели рентной экономики, основанной на экспорте сырья и полуфабрикатов, к высокотехнологичной экономике, основанной на инновациях и знаниях. Вторая цель — обеспечение уже сейчас высоких темпов роста экономики.
Для решения первой задачи требуется время. По взвешенным оценкам, около десяти лет. В течение этого времени Украине очень понадобятся предприятия привычного ныне технологического уклада, которые платят сотни миллиардов гривен налогов и на которых работают миллионы граждан. Поэтому не стоит создавать им «кредитный голод» и снижать их конкурентоспособность на внешних рынках.
Читайте также: Инфляция 5%. Не перестарался ли НБУ
По большому счету весь фокус, происходящий в этом году, базируется на двух факторах — Национальный банк благодаря жесткой политике создал дефицит гривны (что обеспечило достижение цели по инфляции), Минфин, пользуясь высокой доходностью ОВГЗ (которая ориентируется на учетную ставку НБУ), организовал большое предложение валюты. Где здесь развитие реальной экономики? Думайте, господа! 2020-й — год металлической крысы! Не пушистой, а очень жесткой.