Распоряжение Кабмина об остановке платежей на проекты развития, многие из которых оплачиваются в конце года, разочаровало областные власти. Общественность же успокоили тем, что остановка бюджетных платежей не должна сказаться на выплате пенсий, пособий и зарплат госсектору.
Чиновники уверяют, что на людей у них денег хватит, хотя показатели не очень хорошие. Сначала была информация о невыполнении госбюджета на 52 млрд грн, а после появились слухи уже о более внушительной сумме — 80 млрд грн.
Читайте также: Объем недопоступлений в госбюджет может превысить 50 миллиардов
«Фактическое выполнение бюджета за ноябрь и 18 дней декабря не только хуже плана, но и меньше факта за аналогичный период прошлого года», — подчеркнул в комментарии «Минфину» начальник отдела по работе с инвесторами Банка Кредит Днепр Андрей Приходько.
Откуда дыра
Эксперты уверяют, что проблемы с бюджетом под конец года — не новость. Они часто возникают в декабре, причем при самых разных правительствах.
«Проблемы с проведением платежей в конце года бывали и раньше, но они не выходили в публичную плоскость. Как правило, на конец года муниципалитеты и госсектор подтягивают платежи контрагентам, а Госказначейство активно сопротивляется регистрации платежек после 20 декабря. На этот раз о приоритетности заявили публично», — рассказал «Минфину» директор департамента рыночных исследований рейтингового агентства IBI-Rating Виктор Шулик.
Что не ясно, так это почему по инициативе Минфина не был пересмотрен госбюджет. «Это нужно было сделать еще во втором полугодии, располагая оперативной статистикой от Госказначейства по наполнению бюджета, а также наблюдая укрепления гривны. Возможно, сказался политический фактор (до последнего не хотели «резать» программы) или не наладили должное сотрудничество с Нацбанком», — допустил Шулик.
О том, что проблема не возникла внезапно в ноябре-декабре, говорят и другие эксперты.
«Бюджет выполнялся весь год не на 100%, постепенно накапливался дисбаланс. На это, кроме укрепления гривны, влияло несколько факторов. Среди них и замедление импорта, и приостановка/сокращение производства табачными компаниями (в частности, в Прилуках), что не могло не повлиять на сбор налогов. Также в первую неделю декабря активно возмещался НДС, тогда как в прошлом году, похоже, что часть возмещения была отложена на январь», — отметил «Минфину» старший финансовый аналитик ICU Тарас Котович.
Читайте также: Гривна стала мировым лидером по темпам укрепления — Bloomberg
Министр финансов Оксана Маркарова подтвердила ключевые причины, из-за которых не собрали нужную сумму в госбюджет:
- Сократились сборы по налогу на добавленную стоимость с товаров, завезенных в Украину.
- Сильнее, чем планировалось, укрепился курс гривны. Это сказалось на сборе всех налогов и сборов.
- Меньше заработали на растаможке газа из-за его удешевления.
- Серьезно сократились сборы по ренте на добычу углеводородов. Не добрали 11 млрд грн.
- Меньше собрали на акцизах по табачной продукции.
«Самая большая статья недовыполнения — это НДС на импортные товары, по которой государство недополучило почти 37 млрд грн за 10 месяцев 2019 года. В основном, это недовыполнение обусловлено укреплением гривны. При этом экономия на обслуживании госдолга составила только 15 млрд грн. Таким образом, от укрепления гривны госбюджет больше теряет, чем получает», — констатирует Андрей Приходько.
А как же госпредприятия
Была надежда спасти бюджет за счет госпредприятий: для них постановлением Кабмина №1015 в декабре повысили сумму отчислений с прибыли с 50% до 90%. Перечисления, конечно, увеличились, однако не сильно спасли казну.
Они станут вспомогательным, а не основным инструментом поддержания госбюджета.
«Мы уже наблюдаем заявления руководителей НАК «Нафтогаз» о возможном уменьшении прибыли. Думаю, скоро и Нацбанк анонсирует убыток по году. По другим крупным плательщикам из госсектора пока непонятно – возможно они по техническим причинам не успеют сформировать расходы», — признал Виктор Шулик.
Где взять деньги
Единственная возможность спасти ситуацию за шесть рабочих дней, оставшихся до конца 2019 года — это оперативное размещение облигаций внутреннего госзайма. Другой просто нет. МВФ транш точно не выделит из-за невыполнения двух ключевых требований:
- затягивание принятия закона о земельной реформе;
- отсутствие закона, который защитит право государства на Приватбанк и не позволит вернуться на рынок сотне ранее закрытых банков (сделает невозможным возврат им банковских лицензий).
Вряд ли наша страна успеет получить новый транш по макрофинансовой помощи от Евросоюза на €500 млн и точно не успеет разместить еврооблигации.
Потому ОВГЗ — единственный шанс на оперативные деньги. Об этом хором сказали все эксперты после появления новости о планах увеличить до конца декабря-2019 размер госдолга на дополнительные 10 млрд грн.
Инвестиции в ОВГЗ: гарантии государства + доход до 14% годовых
«В данный момент Минфин может попробовать привлечь средства уже только через ОВГЗ, так как иностранные кредиторы готовятся к сезону праздников и вряд ли будут вести переговоры о финансировании. Тем не менее, собрать желающих на такой объем может быть вполне реально, если предложить инструменты, привлекательные для разных групп инвесторов», — подтвердил Тарас Котович.
Почем придется одалживать
На прошлой неделе Минфин показал самый лучший за свою историю результат размещения гривневых облигаций: по четырехлетним бумагам ставка опустилась до 10,9% годовых. Если вспомнить, что еще год назад правительство платило по внутренним облигациям до 19% годовых, то можно поверить, что это несомненный успех.
Читайте также: НБУ: «Финансовые пирамиды» с ОВГЗ — это миф
Впрочем, эксперты не уверены, что властям удастся его повторить за неделю до нового года. Они потеряли драгоценное время. Дополнительное размещение стоило устраивать на неделю-другую раньше. Сейчас ставки могут подрасти из-за небольшого спроса.
На следующей неделе католики будут отмечать Рождество, и многие западные инвестфонды успели уйти на каникулы. А, как известно, чем меньше конкуренция — тем выше цены.
«Еще на рынке может сказаться перекупленность, накопившаяся за последние 2-3 месяца. Она может привести к определенной коррекции. Вероятнее всего, к концу 2019-го года годовые ОВГЗ могут оказаться в диапазоне 14,80-15,30%, двухлетние бумаги — в рамках 14,45-14,95%, а трехлетние — 13,88-14,40%», — высчитал для «Минфина» аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев.
Но сразу оговорился, что подорожание будет временным. За ним должен последовать откат.
«При благоприятных факторах в 2020 году доходность бумаг может в среднем опуститься до уровней 10,0 – 12,0%. А вот в случае реализации негативных сценариев, весьма вероятна коррекция в диапазон 17,0 – 19,0%», — заверил Коренев.
Иностранцев не ждут на ближайших аукционах Минфина: допускаются лишь единичные случаи покупок. Ожидается, что главными покупателями новых декабрьских ОВГЗ станут украинские инвестфонды и банки. В первую очередь, государственные финучреждения.
Что это значит для курса
Если новое размещение ОВГЗ раскупят госбанки — это не сильно скажется на межбанке и на курсе гривны, поскольку им не нужно конвертировать доллар под бумаги. Другое дело, если на рынок выйдет хоть немного иностранцев.
«Все привлечения Минфином гривны от нерезидентов провоцируют излишнее предложение валюты на межбанковском рынке, которое рынок не в силах переварить. Поэтому однозначно это влияет на снижение курса. Нацбанк держит его, как может, с помощью выкупа увеличенных объемов, снижая курс постепенно», — говорит начальник департамента по работе на международных рынках и денежного обращения Радабанка Сергей Гнездилов.
Если случится невозможное, и иностранцы все-таки появятся на размещении новой порции ОВГЗ, то безналичный курс гривны, по разным оценкам, может сместиться к 23,0-23,20 грн/$. Нацвалюта снова укрепится. Дополнительное увеличение госдолга, направление на закрытие бюджетных дыр из-за крепкой гривны, сыграет на это самое укрепление. А оно снова спровоцирует уменьшение сборов в госбюджет по новоуплаченным налогам и сборам.
Ирина Тимофеева