Министр развития экономики Тимофей Милованов заявил, что в 2020 году средняя зарплата увеличится на 2 000 грн. Таким образом уже к 2022 году она сможет достигнуть 16 000 грн. Напомним, что в сентябре нынешнего года она составила 10 687 грн. То есть за этот год она также выросла на 2 тыс грн. Получается, что прирост всяческих благ в ближайшие годы планируется том же уровне, что и в этот год – выборный и нестабильный.

И намеки на прирост ВВП никак не коррелируют с повышением оплаты труда тружеников, которые должны этот прирост создать. Возможно, именно поэтому разница предлагаемых в вакансиях заработных плат и ожидаемых (судя по данным в резюме) сумм вознаграждения практически всегда отрицательная.

Читайте также: Реальная зарплата в Украине за 9 месяцев выросла почти на 10%

Сотрудникам платят гораздо меньше, чем они ожидают

Если подробнее рассмотреть ситуацию нынешнего года, то выявится неприятнейший тренд. «Предвыборное воздержание» роста зарплат обернулось ростом ожиданий. Как только выборы закончились и работодатели не смогли заговаривать сотрудникам зубы историями о невозможности повышения зарплаты ожидания соискателей буквально подскочили вверх.

За один квартал разрыв желаемого уровня зарплаты и того, сколько работодатели готовы платить на этой должности удвоился. Этот разрыв был всегда — но два квартала подряд он составлял всего 8%, а теперь разница в ожидании-предложении составила целых 16%.

Выше этот показатель был только в 2017 году, когда случился безвиз. Что еще более печально – этот разрыв – не ситуативный. В третьем квартале разница между зарплатами в вакансиях и резюме усилилась, дойдя до 17%.

Читайте такжеЧетыре беды бизнеса: от чего украинцы бегут за рубеж

Отложенный спрос на повышение благосостояния и необходимость подготовки к отопительному сезону, оплата обучения детей и другие финансовые запросы вынуждают соискателей «задирать» зарплатную планку.

Кроме того, почти каждый 5 украинец (судя по данным одного из опросов robota.ua) сталкивался с тем, что зарплату в компании не повышают от слова «вовсе» — максимум, после испытательного срока добавят обещанное – а дальше сплошное «зубожіння».

Поэтому выходя на рынок труда в попытке «проапгрейдить» работу, такой кандидат ставит ожидания «с запасом», чтоб хотя бы год-два без повышения продержаться. Ибо традиции ежегодно повышать сотрудникам зарплату не только за их заслуги, но и для компенсации инфляции и повышения лояльности во многих компаниях нет. А вот торговаться на собеседовании, даже видя указанные в резюме ожидания кандидата – традиция давняя и общепринятая.

Рост зарплаты — всего лишь иллюзия

Кроме того, когда государство анонсировало «двухтысячный» прирост зарплаты, интересно, на каком уровне оно планировало инфляцию, рост стоимости коммунальных услуг, курс доллара и повышение цен на базовые продукты и товары первой необходимости?

Поэтому вполне вероятно, что обещанный государством прирост зарплаты будет нивелирован инфляцией. 

С другой стороны, хорошо бы, чтоб даже такой уровень зарплаты был бы официальным и выплачивался вовремя. А с этим в нашем государстве есть проблемы. Процент серого рынка труда достигает отметки в 40%, например, в строительстве и торговле.

Процесс «обеления рынка» тормозится из-за высокой фискальной нагрузки и нежелания работодателей выплачивать серьезные суммы «непонятно куда». Учитывая опыт предыдущих поколений, имевших 100% официальную зарплату и, как следствие, нищенскую пенсию, их наследники не спешат повторять этот опыт.

А долг по заработной плате в последний год колеблется в пределах 2,4-2,8 млрд. грн. Да, почти половина этой суммы – зарплаты безвременно почивших предприятий восточного региона и Крыма. Но что мешает остальным 56% экономически активных предприятий выплачивать зарплату вовремя? По крайней мере, никаких серьезных санкций к руководителям таких предприятий за несвоевременную выплату зарплаты я не припомню. Безнаказанность рождает вседозволенность. А у сотрудников таких компаний отключает лояльность и готовность работать на результат.

Читайте такжеУкраинцам задолжали 3,4 миллиарда гривен зарплаты. Долги растут

Кадры решают все

Не следует сбрасывать со счетов работодателей, которые игнорируют реалии рынка труда и твердо намерены оплачивать работу своего персонала «по остаточному принципу». Или, решив, что платят слишком много, внезапно вводят ситуативные штрафы или просто урезают зарплату.

Потом, конечно, они жалуются на неадекватных сотрудников и «бешеную текучку», даже не осознавая, что виной всех этих неприятностей являются они сами. Поэтому осознание очевидного для многих факта – удерживать и развивать своих сотрудников дешевле, чем нанимать новых, обучать, менять и снова набирать и обучать – могло бы сэкономить таким работодателям не только деньги, но и репутационный урон, ибо специалисты нынче не собираются умалчивать о недостатках работодателей (например, о повышенной экономности или несоблюдении взятых на себя обязательств).

А что с зарплатой у соседей

Планы нашего государства по росту средней зарплаты ничтожны в сравнении с показателями  соседних государств. Конкурирующие за наших трудовых мигрантов Чехия, Польша и Германия предлагают более привлекательные условия оплаты труда, даже если говорить о минимальной заработной плате. При этом иностранные работодатели готовы минимизировать или взять на себя хлопоты по переезду, что тоже добавляет привлекательности их предложениям.

Читайте также: Заробитчане: свои уехали, приглашайте чужих

Учитывая, что ситуация у наших «соседей» динамически меняется, наши +2000 грн могут не успеть за количественными и качественными изменениями соседних рынков труда. Если Чехия ежегодно удваивает квоту, сегодняшние 40 000 рабочих виз в следующем году могут стать 80 000 виз. Если учесть, что зарплата колеблется от 800 евро за неквалифицированный труд до 1500 евро за труд рядовой с квалификацией, такие условия порадуют многих украинских тружеников.

Польша тоже не «пасет задних» — с оглядкой на принимаемый Германией в 2020 году закон об упрощении трудоустройства граждан стран – не членов ЕС, она активно наращивает собственную привлекательность для украинских трудовых мигрантов. С 2016 года минимальная зарплата в Польше увеличилась с 474 до 576 долларов в месяц. Средняя оплата неквалифицированного труда в 100 грнчас, отмена налогов для молодежи до 26 лет, которые получают меньше 85,5 тыс. злотых ежегодной зарплаты, улучшение условий труда — все это должно открыть шире границу для привлечения украинских работников.

Следующий год может стать для Польши переломным – либо уже «укоренившиеся польские украинцы» двинутся дальше в Германию, как сами поляки осваивали Великобританию и Ирландию. Либо останутся, но на других, более интересных условиях. Если же польским работодателям не хватит трудовых ресурсов (мы же помним, что Польша привлекла 106 млрд евро на строительство недвижимости в 2014-2020 годах), угадайте, откуда они будут привлекать новых сотрудников? Германия, с ее миллионом вакансий только в западных областях, готова принимать трудовых мигрантов на «немецкие» зарплаты и на более льготных условиях – это может внести новые нотки в передел рынка труда.

В таких условиях прирост на 2 000 грн без кардинальных изменений в условиях труда и корпоративной культуре многих украинских компаний может привести к тому, что нехватка персонала станет еще более значимой. Средняя зарплата в небольших городках уже сейчас – сумма мизерная, а нищенские зарплаты медиков, учителей, библиотекарей и многих других стали привычной реальностью. Но не все готовы терпеть и мириться. И может так статься, что именно сейчас для многих из них капнет та самая «последняя капля», которая для многих станет точкой невозврата. И тогда зазывать обратно и возвращать станет дорого, а то и вовсе невозможно. Обманутые украинскими работодателями сотрудники им уже не верят и на красивые слова не покупаются. Кем будем заполнять наши рабочие места, кого будем рассматривать на вакансии? Ждем ваши мнения в комментариях.