Чем может обернуться такая инициатива и станет ли проще работать IT-компаниям, «Минфину» рассказал  адвокат, старший юрист Практики налогового права и бизнес-эффективности Juscutum Дмитрий Кулик. 

4-го сентября, во время встречи с представителями IT-индустрии, премьер-министр Украины Алексей Гончарук предложил ввести отдельную 5-ю группу упрощенной системы налогообложения для IT-индустрии.

Желание государства получать немного больше бюджетных поступлений от самой быстрорастущей отрасли в Украине прогнозируемо и понятно. Ведь только за прошлый год по данным НБУ от экспорта IT услуг в Украину поступило 3,204 млрд. долларов.

Что же предлагает правительство Украины?

5-я группа будет доступна только для ФЛП с видами деятельности (КВЕД), связанными с IT-сферой. И будет иметь особенное налогообложение. Кроме привычных 5% единого налога, ФЛП на 5-ой группе должны будут платить 1,5% военного сбора, единый социально взнос с двух минимальных заработных плат, а также так называемый сбор на развитие человеческого капитала — 1% от дохода, начиная с 2020 года, с постепенным повышением его до 5% до 2024 года.

При этом, переход на новую группу налогообложения для ФЛП IT-индустрии будет добровольным, желающие смогут и дальше работать на 3-ей группе единого налога.

Есть ли будущее у такой идеи в современных реалиях?

Отмечу, что пока эти нововведения — всего лишь слова и тема для обсуждений, так как законопроект еще не разработан. Поэтому и регулирование «на бумаге» может кардинально отличаться от ранее озвученного. Однако уже сейчас возникают вопрос: в чем же привилегии 5-ой группы для самих ФЛП IT-индустрии?

Если правительство говорит о добровольности 5-ой группы, то зачем платить 7,5% + двойное ЕСВ, если можно платить 5% + ЕСВ с одной минимальной зарплаты? Действительно, вопрос социальной нагрузки в виде развития человеческого капитала — хорошая идея. Но ведь и на данный момент ФЛП никто не запрещает отчислять какую-то долю от своей прибыли в разные фонды в поддержку тех или иных инициатив. К сожалению, этот вопрос остается открытым.

Точно также сохраняется неопределенность относительно лимитов годового дохода для такой группы. Неизвестно, будет ли одновременно с увеличением налоговой нагрузки предусмотрено повышение возможного годового объема дохода для пребывания на новой группе налогообложения. Что было бы логично, учитывая реалии рынка.

Как показывает практика прошлых лет, все то, что является добровольным и увеличивающим затраты бизнеса, редко приживается в Украине. По нашему мнению, процесс создания 5-й группы плательщиков единого налога и переход на нее для ФЛП IT-бизнеса должны быть постепенными, но обязательными. Только в этом случае данная инициатива будет работать.

Понятно, что основная цель, которую ставит перед собой правительство помимо наполнения бюджета – это не допустить оптимизации налогов большими компаниями из IT-индустрии, и не только, путем использования ФЛП на упрощенной системе налогообложения. Но, только одним созданием отдельной отраслевой группы плательщиков единого налога эту проблему не решить. Здесь необходимо подходить к проблеме комплексно. И начать следует с усовершенствования регулирования трудовых взаимоотношений и фактически создания нового трудового законодательства, которое будет отвечать современным реалиям.