Если обвинения будут доказаны, это станет крупнейшим в истории случаем по отмыванию денег одной группой лиц. Подробности судебной тяжбы Приватбанка, а также детали схемы отмывания денег через кипрские и американские компании в своей колонке на nv.ua изложил шведский экономист, старший научный сотрудник Atlantic Council Андерс Аслунд.

«Минфин» выбрал главные выводы эксперта о дела Приватбанка против экс-собственников.

21 мая национализированный Приватбанк инициировал впечатляющий гражданский иск против бывших владельцев Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова в государственном суде штата Делавэр. Трое соответчиков — граждане Америки из Майами, а также 19 анонимных компаний.

Читай также: Приватбанк подал иск к Коломойскому в суд США. Обновлено

Это гражданский иск, поэтому следователи по делу Приватбанка передали все материалы. Впрочем, все обвинения носят криминальный характер. Следователи провели впечатляющую детективную работу, и это, вероятно, является наиболее детальным исследованием масштабного отмывания денег в США, которое поместилось на 104 страницы, хотя еще не было доказано в суде.

В декабре 2016 года украинское правительство национализировало Приватбанк, что подтвердило: оба владельца через различные оффшорные компании, преимущественно кипрские, предоставляли 97% займов себе. Украинское правительство взяло контроль над банком на себя и докапитализировало его на $5,5 млрд.

Коломойский и Боголюбов управляют большим конгломератом, который обычно называют группой Приват, хотя юридически такой не существует. Это целый ряд анонимных оффшорных компаний, в основном базирующихся на Кипре. Коломойский и Боголюбов занимаются всеми видами бизнеса. Они крупные игроки в сфере авиаперевозок, нефти, газа, металлургии и недвижимости.

Этот иск показывает, как они работают. Конечные бенефициары использовали Приватбанк как собственный персональный банк-копилку, в конечном счете похитив миллиарды долларов в Приватбанке и использовав американские структуры для отмывания сотен миллионов долларов или незаконного присвоенных кредитов, которые предоставлял Приватбанк для США ради обогащения себя или своих партнеров по сговору.

След этих денег на удивление прост. Сначала конечные бенефициары собирают розничные депозиты в Украине, предлагая хорошие условия и сервис. Затем деньги переходят в их дочернюю компанию, Приватбанк Кипр. На Кипре они пользуются услугами двух местных юридических фирм.

Это нетипично, и конечные бенефициары не приняли меры предосторожности, заведя себе многочисленных адвокатов в подставных фирмах на Кипре, британских Виргинских или Каймановых островах, как это распространено среди россиян с серьезными грязными деньгами. Вместо этого они пользовались услугами трех американских лиц в Майами, которые помогали им создать большое число анонимных ООО в США, главным образом в Делавэре, но также во Флориде, Нью-Джерси и Орегоне.

Типичные объекты постсоветских отмывателей денег — недвижимость в Нью-Йорке или на юге Флориды, и инвестиционный профиль в этой группе разный. Они инвестируют в недвижимость в Кливленде, штат Огайо, Гарварде, Иллинойсе, а также Далласе, Техасе и в компании по изготовлению ферросплавов. Согласно иску, ответчики приобрели в Кливленде недвижимость на миллионы долларов и стали ее крупнейшим собственником в этом штате.

Более значимым является то, что Коломойский и Боголюбов, согласно этому иску, приобрели несколько компаний по изготовлению ферросплавов в США. Felman Production Inc. в Западной Вирджинии, Felman Trading, Inc. и Georgian Manganese LLC, Warren Steel Holdings в Уоррене (Штат Огайо), Steel Rolling Holdings Inc. в Гибралтаре (Мичиган), CC Metals and Alloys, LLC в Кентукки, Michigan Seamless Tube в Делавэре (Штат Мичиган). Это средние по масштабу компании в маленьких городах. Там работают реальные люди. Почему никто не поднял вопрос о сомнительных владельцах?

По мнению Андерса Аслунда оказалось, что отмыть рекордно большие суммы денег в США на удивление легко даже для любителей. Схема Приватбанка настолько проста, насколько это возможно представить. К сожалению, американские правоохранительные органы не могут проникнуть в сотни тысяч анонимных компаний в США, поэтому есть хорошие шансы выйти сухим из воды, если не столкнешься с серьезным оппонентом с глубокими карманами.

Вся проблема США в том, что там позволяют создавать сотни тысяч анонимных компаний, пронизывающей всю страну отмытыми деньгами. Случай Приватбанка — красноречивая иллюстрация необходимости запретить анонимные компании в США раз и навсегда.