Подробно об этом в колонке на ЭП  написал председатель совета Независимой ассоциации банков Украины Роман Шпек.

Все чаще стали звучать призывы к радикальному решению вопроса государственных обязательств. Авторы этих призывов предлагают объявить так называемый управляемый дефолт и осуществить реструктуризацию внешнего долга государства.

В случае принятия таких решений последствия почувствуют абсолютно все: финансовый мир, бизнес, государство, иностранные партнеры, рядовые граждане. Итак, что предлагается?

Часто для описания таких предложений употребляют «смягченное» словосочетание «управляемый дефолт» или «технический дефолт». На самом деле дефолт — это всегда дефолт, то есть объявление отказа от выполнения внешних обязательств. Самым близким синонимом дефолта в повседневном лексиконе является банкротство.

Структура государственного долга Украины

Теперь посмотрим на структуру государственного долга Украины. В конце первого квартала 2019 года совокупный государственный долг составлял чуть меньше 79 млрд долл в эквиваленте. Это большие деньги, больше половины годового ВВП Украины.

Государственный долг Украины, 31 марта 2019 года

Тип долга

Млрд долл

Основная валюта

Основные кредиторы

Внутренний прямой

28,05

гривна

НБУ, украинские банки

Внутренний гарантированный

0,37

гривна

Украинские банки

Внешний прямой

40,18

доллар

Коммерческие кредиторы, МФО

Внешний гарантированный

10,18

СДР

МФО

Вместе

78,78

Источник: Минфин

Не будем рассматривать внутренний государственный и гарантированный государством долг, который обычно не фигурирует в предложениях относительно дефолта и реструктуризации. Тем более, что основными кредиторами здесь являются НБУ и украинские банки. Причем капитал некоторых государственных банков во многом наполнен именно государственными облигациями.

Объявить дефолт по внутреннему долгу — это все равно, что объявить банковский кризис в Украине. Поскольку этот долг ежегодно рефинансируется, а полученные НБУ от своего портфеля облигаций проценты становятся одной из крупнейших статей доходов госбюджета, объявления дефолта по внутреннему долгу будет безумием.

Более того, в 2016 году правительство и Нацбанк уже осуществили здесь «бездефолтную» реструктуризацию: в рамках так называемого репрофайлинга был продлен срок портфеля гривневых ОВГЗ объемом 219,6 млрд грн (эквивалент более 8 млрд долл в приведенной в таблице системе координат).

Внешний долг — сколько мы должны

Остается внешний долг государства, который суммарно составляет около 50 млрд долл. Он делится на прямой долг государства и долг, гарантированный государством.

Начнем с последнего. Что это за 10 млрд долл? Львиная часть, почти 8 млрд долл — это долг Нацбанка перед Международным валютным фондом. Это специальные дешевые кредиты, полученные для пополнения золотовалютных резервов.

Также там присутствуют обязательства по кредитам, выданным на льготных условиях международными финансовыми организациями и по межгосударственным соглашениям.

Большинство этих средств украинскому правительству и не нужно возвращать — это лишь государственная гарантия, а не государственное долговое обязательство. Дефолт по этим обязательствам стал бы бессмысленным и бесперспективным шагом.

Соответственно, авторы идей об «управляемом дефолте» сосредотачиваются на прямом внешнем долге, объем которого составляет 40,18 млрд долл.

Однако с этим долгом не все так просто. Как видно из графика ниже, почти 15 млрд долл — это льготные кредиты от международных финансовых организаций. Они имеют невысокие процентные ставки и длительный график выплат.

Еще почти 3 млрд долл, обозначенные как «другое», — это специальные межправительственные кредиты и кредиты под гарантии международных финансовых организаций, тоже на условиях длительного погашения и низкой ставки. Объявление дефолта по таким обязательствам также было бы совершенно бессмысленным.

Структура прямого внешнего долга Украины, млрд долл

Источник: «Минфин»

По варрантам платить не придется

О варрантах следует сказать отдельно. Когда их выпускали в рамках реструктуризации, между критиками стоял большой шум. Мол, Украина подписалась на кабальные выплаты, которые будут тем больше, чем больше будет рост ВВП. Приводили таблицы с различными прогнозами роста ВВП и просто бешеными объемами выплат.

Наступил первый базовый год жизни по варрантам и, похоже, по его результатам Украина… не оплатит ничего. Ведь львиная доля прогнозов указывает, что реальный рост будет меньше 3% ВВП, а это одно из условий выплат. То есть страх выплат по варрантам оказался очень преувеличенным.

Если вернуться к реальным выплатам, то благодаря реструктуризации 2015 года и последующим долговым операциям Минфина выплаты по «рыночныму» портфелю суверенных еврооблигаций Украины (без «русских» и «американских» ценных бумаг) достаточно равномерно растянуты во времени.

Выплаты по рыночным суверенным еврооблигациям Украины, млн долл

Источник: Минфин

Если суммарный объем выплат по валютным долгам государства в 2019 году превышает 11 млрд долл, то по рыночным еврооблигациям объем выплат в сумме с процентами составляет лишь 2 млрд долл. Не намного больше он и в последующие годы.

Дефолт. Что будет дальше

Теперь представим, что Украина объявляет дефолт и новую реструктуризацию. Это полностью остановит приток капитала и станет шоком для валютного рынка. Это приблизит к невозможному рефинансированию не «целевых» 2 млрд долл, а всех 11 млрд долл долга в годовом разрезе. Стоит ли игра свеч?

Особенно ущербной такая идея кажется в то время, когда перед Украиной открываются возможности заимствований на условиях низких процентов, которыми можно рефинансировать дорогие рыночные долги. Например, предложенные на этот год два транша по программе stand-by от МВФ по 1,3 млрд долл каждый, макрофинансовая помощь ЕС, кредиты Всемирного банка и других международных финансовых организаций.

Вот уже суммарно и около 4 млрд долл дешевых и длинных заимствований только в этот год, которые можно брать на замещение дорогих рыночных вдвое меньшего объема.

Рецепт получения этих средств очень прост: идти по пути реформ, которые должны не только обеспечить доступ к дешевым средствам, но и сделать Украину способной занимать средства на рынке гораздо дешевле, а также иметь нормальную экономику, генерировать средства для возвращения таких долгов.

Однако сторонники идей «управляемого дефолта» вместо прогрессивного пути почему-то пытаются «замутить воду» без выгоды для Украины.