Подробно об этом в колонке на ЭП написал председатель совета Независимой ассоциации банков Украины Роман Шпек.
Все чаще стали звучать призывы к радикальному решению вопроса государственных обязательств. Авторы этих призывов предлагают объявить так называемый управляемый дефолт и осуществить реструктуризацию внешнего долга государства.
В случае принятия таких решений последствия почувствуют абсолютно все: финансовый мир, бизнес, государство, иностранные партнеры, рядовые граждане. Итак, что предлагается?
Часто для описания таких предложений употребляют «смягченное» словосочетание «управляемый дефолт» или «технический дефолт». На самом деле дефолт — это всегда дефолт, то есть объявление отказа от выполнения внешних обязательств. Самым близким синонимом дефолта в повседневном лексиконе является банкротство.
Структура государственного долга Украины
Теперь посмотрим на структуру государственного долга Украины. В конце первого квартала 2019 года совокупный государственный долг составлял чуть меньше 79 млрд долл в эквиваленте. Это большие деньги, больше половины годового ВВП Украины.
Государственный долг Украины, 31 марта 2019 года
Тип долга | Млрд долл | Основная валюта | Основные кредиторы |
Внутренний прямой | 28,05 | гривна | НБУ, украинские банки |
Внутренний гарантированный | 0,37 | гривна | Украинские банки |
Внешний прямой | 40,18 | Коммерческие кредиторы, МФО | |
Внешний гарантированный | 10,18 | СДР | МФО |
Вместе | 78,78 |
Источник: Минфин
Не будем рассматривать внутренний государственный и гарантированный государством долг, который обычно не фигурирует в предложениях относительно дефолта и реструктуризации. Тем более, что основными кредиторами здесь являются НБУ и украинские банки. Причем капитал некоторых государственных банков во многом наполнен именно государственными облигациями.
Объявить дефолт по внутреннему долгу — это все равно, что объявить банковский кризис в Украине. Поскольку этот долг ежегодно рефинансируется, а полученные НБУ от своего портфеля облигаций проценты становятся одной из крупнейших статей доходов госбюджета, объявления дефолта по внутреннему долгу будет безумием.
Более того, в 2016 году правительство и Нацбанк уже осуществили здесь «бездефолтную» реструктуризацию: в рамках так называемого репрофайлинга был продлен срок портфеля гривневых ОВГЗ объемом 219,6 млрд грн (эквивалент более 8 млрд долл в приведенной в таблице системе координат).
Внешний долг — сколько мы должны
Остается внешний долг государства, который суммарно составляет около 50 млрд долл. Он делится на прямой долг государства и долг, гарантированный государством.
Начнем с последнего. Что это за 10 млрд долл? Львиная часть, почти 8 млрд долл — это долг Нацбанка перед Международным валютным фондом. Это специальные дешевые кредиты, полученные для пополнения золотовалютных резервов.
Также там присутствуют обязательства по кредитам, выданным на льготных условиях международными финансовыми организациями и по межгосударственным соглашениям.
Большинство этих средств украинскому правительству и не нужно возвращать — это лишь государственная гарантия, а не государственное долговое обязательство. Дефолт по этим обязательствам стал бы бессмысленным и бесперспективным шагом.
Соответственно, авторы идей об «управляемом дефолте» сосредотачиваются на прямом внешнем долге, объем которого составляет 40,18 млрд долл.
Однако с этим долгом не все так просто. Как видно из графика ниже, почти 15 млрд долл — это льготные кредиты от международных финансовых организаций. Они имеют невысокие процентные ставки и длительный график выплат.
Еще почти 3 млрд долл, обозначенные как «другое», — это специальные межправительственные кредиты и кредиты под гарантии международных финансовых организаций, тоже на условиях длительного погашения и низкой ставки. Объявление дефолта по таким обязательствам также было бы совершенно бессмысленным.
Структура прямого внешнего долга Украины, млрд долл
По варрантам платить не придется
О варрантах следует сказать отдельно. Когда их выпускали в рамках реструктуризации, между критиками стоял большой шум. Мол, Украина подписалась на кабальные выплаты, которые будут тем больше, чем больше будет рост ВВП. Приводили таблицы с различными прогнозами роста ВВП и просто бешеными объемами выплат.
Наступил первый базовый год жизни по варрантам и, похоже, по его результатам Украина… не оплатит ничего. Ведь львиная доля прогнозов указывает, что реальный рост будет меньше 3% ВВП, а это одно из условий выплат. То есть страх выплат по варрантам оказался очень преувеличенным.
Если вернуться к реальным выплатам, то благодаря реструктуризации 2015 года и последующим долговым операциям Минфина выплаты по «рыночныму» портфелю суверенных еврооблигаций Украины (без «русских» и «американских» ценных бумаг) достаточно равномерно растянуты во времени.
Выплаты по рыночным суверенным еврооблигациям Украины, млн долл
Источник: Минфин
Если суммарный объем выплат по валютным долгам государства в 2019 году превышает 11 млрд долл, то по рыночным еврооблигациям объем выплат в сумме с процентами составляет лишь 2 млрд долл. Не намного больше он и в последующие годы.
Дефолт. Что будет дальше
Теперь представим, что Украина объявляет дефолт и новую реструктуризацию. Это полностью остановит приток капитала и станет шоком для валютного рынка. Это приблизит к невозможному рефинансированию не «целевых» 2 млрд долл, а всех 11 млрд долл долга в годовом разрезе. Стоит ли игра свеч?
Особенно ущербной такая идея кажется в то время, когда перед Украиной открываются возможности заимствований на условиях низких процентов, которыми можно рефинансировать дорогие рыночные долги. Например, предложенные на этот год два транша по программе stand-by от МВФ по 1,3 млрд долл каждый, макрофинансовая помощь ЕС, кредиты Всемирного банка и других международных финансовых организаций.
Вот уже суммарно и около 4 млрд долл дешевых и длинных заимствований только в этот год, которые можно брать на замещение дорогих рыночных вдвое меньшего объема.
Рецепт получения этих средств очень прост: идти по пути реформ, которые должны не только обеспечить доступ к дешевым средствам, но и сделать Украину способной занимать средства на рынке гораздо дешевле, а также иметь нормальную экономику, генерировать средства для возвращения таких долгов.
Однако сторонники идей «управляемого дефолта» вместо прогрессивного пути почему-то пытаются «замутить воду» без выгоды для Украины.