Тот факт, что учетная ставка осталась высокой, должен обеспечить стабильность гривны и помочь обуздать инфляцию. Но едва ли такое решение пойдет на пользу  восстановлению кредитования и поможет экономике расти.

Аргументы в пользу снижения учетной ставки на своей странице в Facebook привел Председатель Совета НБУ Богдан Данилишин. «Минфин» публикует сокращенную версию блога.

Правление Нацбанка решило оставить учетную ставку на уровне 18%. Среди экономистов, которые считают, что рост экономики в настоящее время является приоритетной задачей Украины, такое решение не вызвало одобрения. Многие и не ожидали снижения ставки. С другой стороны, достаточно высокие ставки по кредитам реальному сектору экономики, на которые опосредованно влияет учетная ставка НБУ, не способствуют ускорению роста ВВП.

Темпы роста украинской экономики в прошлом году оказались максимальными за последние семь лет — на 3,3%, по оценкам Национального банка. Однако в 2019 году рост реального ВВП может замедлиться до 2,5%. По утверждению самого НБУ – из-за жесткой монетарной политики, которая необходима для снижения инфляции до целевой, и сдержанной фискальной политики, обусловленной погашением в этом году значительных объемов государственного долга. Ряд экспертов робко надеялись на снижение учетной ставки. Тем более, что инфляцию по итогам 2018 года удалось удержать в пределах однозначного показателя.

А вот кредитование предприятий за прошлый год выросло лишь на 3,8%. Учитывая, что соотношение выданных банками кредитов предприятиям к ВВП находится на уровне около 30%, такие темпы роста кредитования не добавляют оптимизма.

Есть ряд факторов, которые сдерживают активизацию кредитования, и высокие ставки по кредитам — один из них. Высокая учетная ставка обусловливает высокие ставки по ОВГЗ и депозитным сертификатам НБУ. Есть ли у банков стимул кредитовать промышленных производителей, когда можно без малейшего риска вложить деньги в государственные ценные бумаги и депозитные сертификаты, да еще и с довольно привлекательной прибыльностью? Вопрос риторический. Наверное поэтому некоторые эксперты выступали за снижение учетной ставки — чтобы предоставить сигнал к уменьшению привлекательности ценных бумаг правительству и НБУ. Это должно было в определенной степени стимулировать банки к активизации кредитования реального сектора экономики.

Ценовая стабильность — это благодатная среда для экономического роста, но не фактор, обеспечивающий рост. Проведенная в Украине в последние годы монетарная политика подчинена благим целям обуздания инфляции и стабилизации финансового сектора, но не особо учитывает динамику развития реального сектора экономики. Она осуществлялась в определенной степени автономно от реальных экономических и социальных процессов.

Следствием достаточно высоких ставок по кредитам прямому заемщику стала недостаточная загрузка производственных мощностей большинства отраслей промышленности Украины, в значительной мере не используется их потенциал. В структуре капитальных инвестиций (по итогам 9 месяцев 2018 года) банковские кредиты составляют 7%, в то время как собственные средства предприятий — 73,2%. Такие источники инвестиций, как средства местных бюджетов и деньги населения на строительство жилья по удельному весу превосходят банковские кредиты.

Нужно, чтобы приоритеты в денежно-кредитной сфере совпадали с приоритетами в развитии реального сектора экономики. Реализация монетарной политики должна происходить в увязке с промышленными приоритетами. Именно в реальном секторе создаются условия для роста и модернизации экономики. Но возможности банковской системы используются не полностью.

Монетарная политика должна способствовать экономическому росту, а не только служить средством борьбы с инфляцией. Борьба с инфляцией способствующая стагнации кредитования, делает экономику Украины менее устойчивой к воздействию внешних шоков. В сегодняшней ситуации борьба с инфляцией любой ценой приведет к ограничению потенциала экономического роста. Ряд специалистов уверены, что уже привела.

Кредит трактуется как канал, который увеличивает количество денег в обращении, и в этом смысле он таит угрозу повышения инфляции. Чтобы нивелировать негативные нюансы, расширение кредитования должно быть направлено на обновление и модернизацию основных фондов, повышение качества продукции и стимулирование роста эффективности труда.

Политика высоких процентных ставок, которая реализуется в настоящее время НБУ, позволяет существенно ограничить темпы инфляции, а, следовательно, и рост расходов у отечественных производителей. Способствует она и большей стабильности валютного курса. Но эта политика была бы более эффективной в условиях высокой инвестиционной активности и при более высоких темпах экономического роста. Попытка погасить инструментами монетарной политики все ценовые шоки в условиях малой открытой экономики, зависимой от мировых цен на сырье, не может привести к комплексному успеху.

Решение Нацбанка по сохранению учетной ставки обеспечивает стабильность национальной валюты через стабильность ее внутренней покупательной способности. Но эти действия не синхронизированы с главной задачей экономики в данный момент — ускорении темпов роста, что должно найти отражение в повышении уровня благосостояния граждан. Сейчас есть несоответствие между приоритетами реализованной Нацбанком монетарной политики и приоритетами структурной политики, ориентированной на переход к инновационной модели развития. Это несоответствие необходимо преодолевать — через поиск компромиссных решений между правительством и Нацбанком.

Подытоживая, скажу то, что понравится не всем моим коллегам из Нацбанка. Нам всем важно понимать, что НБУ — это не ФРС, Банк Англии или Национальный банк Швейцарии. Реальность деформированного финансового рынка другая. Очень интересные и прогрессивные вещи пишут специалисты из монетарного блока, объясняя свои решения по учетной ставке. Но целесообразно ли говорить теми же словами и действовать теми же методами, будто вы находитесь в лондонском Сити или прогуливаетесь по улицам Вашингтона? Одна из проблем в том, что НБУ, который является интеллектуальным лидером в среде госорганов, пытается играть роль банка, находящегося в развитой экономике, и действует не совсем «по размеру одежды».