Так что украинцам ничего не остается, как смотреть, как тают их накопления на банковских счетах, либо искать альтернативные инструменты для инвестирования. Почему это хорошо, на своей странице в Facebook написал специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital Сергей Фурса. «Минфин» сократил.  

Сергей Фурса

Тут новая зрада обнаружилась. Говорят, ставки по депозитам снижаются. По гривневым снижаются. А по валютным так вообще на историческом минимуме

В логике среднего украинца надо, чтобы ставки по депозитам были высокие, ставки по кредитам низкие. И да, еще и инфляция должна быть низкая. В принципе, в мире существовал один банк, у которого ставки по депозитам были высокие, а по кредитам – низкие. Это был Приватбанк. Чем заканчивается такая история всем прекрасно известно. Так может работать только пирамида, которая не думает возвращать вам депозиты. А те, кто планируют, будут работать по другому.

Читайте также: Депозиты: Ставки нащупывают новое дно

В Украине идет очень здоровый процесс. Ставки по депозитам, стоимость ресурсов для экономики снижается. И при этом, остается одним из самых высоких уровней доходности в мире. В начале 2017 года вы могли были положить гривну под 15% годовых в надежный банк. По итогам года особых изменений курса нет. В итоге, ваша и валютная и гривневая доходность составит 15%. Это очень круто. В мире сейчас, под влиянием активной борьбы Центральных Банков с кризисом, рекордно низкие ставки и депозитов и кредитов. Деньги очень дешевые. И их очень много. Именно поэтому ставки по долларовым депозитам в Украине рекордно низкие. Украинским банкам просто не нужны доллары. Потому как кредитовать ими особо некого в стране. И просто класть их на депозит в европейские банки – себе дороже. Ставки там уже отрицательные.

Ставки по гривневым депозитам будут снижаться и дальше. Если не случится форс-мажора. По мере того как Нацбанк будет брать под контроль инфляцию, будет снижаться учетная ставка, а вслед за ней и депозитная ставка. И это здорово. Потому как вниз будут идти и стоимость кредитов. А это очень хорошо для экономики.

Читайте также: Инфляция сорвалась с цепи

И да, банки снижают ставки по депозитам. И постепенно снижают ставки по кредитам. Но кредитная активность пока слабая. Банки наращивают кредитование, но медленно. И в определенных сегментах. Но людям, которые требуют от банков активнее кредитовать, лучше потребовать у своих депутатов принять закон о защите прав кредиторов. Потому как процент невозвратных кредитов в украинских банках рекордно высокий. 

И последнее. Тут многие «украинские фермеры» и прочие претенденты на дотации активно требуют у государства дешевых кредитов. Приводя в пример, что мол в Германии фермер может взять под 2%, а вот украинскому приходится брать под 20% (могут сказать и под 30%, но это уже фантастика или такие фермеры, которые привыкли просто не возвращать). Забывают, правда, сказать, что фермеру в Германии надо брать кредит в евро, а вот украинскому – в гривне. И 2% в Германии берется при инфляции в 1%, а украинские 20% при инфляции в 16%. И реальные ставки гораздо ниже. Так что высокие кредитные ставки в Украине – это отчасти миф. Ставки, реальные ставки, совсем не высокие. Беда в том, что многим просто не дадут денег. Но это проблемы тех, кому не дают. Ведь не дают им не просто так. А потому что они «стремные». И таким в Германии не только под 2% не дали бы, а на порог банка бы не пустили.

Да и не функция государства раздавать дешевые кредиты «кому надо». Потому что у государства нет своих денег, есть деньги налогоплательщиков. И нет причин, по которой одни налогоплательщики должны платить другим «просто так». Тем более, если государство берет под 15% в гривне, то у него нет возможности кредитовать дешевле. Разве что себе в убыток. Так уже поступали довольно долго, используя государственные банки как свои кормушки. В результате, даже не считая Приватбанк, украинские налогоплательщики с 2008 года на поддержку государственных банков потратили 9 млрд. долларов. Это огромная сумма, которая могла была бы быть потрачена более разумно. И трудно представить, например, сколько больниц за эти деньги можно было бы построить.