Полномочия Фонда значительно увеличились, в частности, благодаря возможности самостоятельно принимать решения о подсанкционном имуществе (продажа, аренда или управление), полученные средства от которого направляются в Фонд ликвидации последствий вооруженной агрессии. Успех нового направления работы Фонда можно будет оценить в процессе продажи конфискованных российских активов, таких как Демуринский ГОК или ТРЦ Ocean Plaza.
Следующий этап реформы Фонда госимущества предусматривает дальнейшую централизацию, управление государственной собственностью, в частности, создание:
- Суверенного фонда Украины,
- Земельного банка,
- Инвестиционного фонда недвижимости.
Рассмотрим эти инициативы поподробнее.
Суверенный фонд Украины
План ФГИУ состоит в создании финансового института, который объединит стратегические государственные предприятия, не подлежащие приватизации. Эти предприятия («национальные чемпионы») будут объединены по отраслевому принципу — энергетика, инфраструктура, горнодобывающая промышленность, химия и удобрения и сельское хозяйство.
В настоящее время разрабатывается законопроект, который будет определять критерии стратегических государственных предприятий, которые будут включены в Суверенный фонд. В первую очередь, это будут:
- естественные монополии,
- предприятия топливно-энергетического комплекса (атомные электростанции и гидроэлектростанции),
- авиационная и ракетно-космическая промышленность,
- трубопроводы,
- почтовые и транспортные операторы.
Пока можно только прогнозировать, сколько предприятий объединит Суверенный фонд, но, по словам премьер-министра Дениса Шмыгаля, в управлении государства находится более 3 600 объектов, 109 из которых определены стратегическими и не подлежат приватизации. Более 600 предприятий в области энергетики, оборонного комплекса и другие будут оставаться в управлении государства до конца военного положения. В этот список также могут добавиться конфискованные российские активы, в частности, на временно оккупированных территориях.
Руководство ФГИУ приводит пример сингапурского суверенного фонда Temasek, который управляет активами на $382 млрд. Этот фонд создан в 1974 году, он объединил сингапурские государственные компании и сумел сделать из них региональных и глобальных лидеров в своих отраслях. Успех этого фонда базировался на многих составляющих, но главными из них были рост экономики Сингапура, благодаря быстрой индустриализации, и талантливая команда управленцев фонда.
Сейчас трудно сравнивать условия Сингапура и нашего государства, прежде всего, из-за того, что украинские государственные предприятия понесли значительные убытки из-за российской агрессии, и до окончания войны вряд ли смогут генерировать значительную прибыль. Ключевыми факторами в работе Суверенного фонда будут качество кадровых назначений и транспарентность работы нового института, в частности, отсутствие в принятии инвестиционных решений политического влияния.
Земельный банк
Фонд госимущества предлагает преодоление коррупционных схем в пользовании государственными землями сельскохозяйственного назначения путем их консолидации под своим управлением и сдачи в субаренду на открытых онлайн-аукционах.
В настоящее время в управлении ФГИУ находится 370 тыс га государственной сельскохозяйственной земли, в целом запланировано увеличение до 700 тыс га, учитывая временно оккупированные территории. Эта реформа позволяет значительно увеличить доходы государственного и местных бюджетов, благодаря рыночным ставкам на аренду государственной земли.
Ожидаемый экономический эффект оценивается в 7 млрд грн. Но любая централизация создает новые коррупционные риски, поэтому успех реформы можно оценить по спросу на онлайн-аукционах, которые планируют начать в 2024 году.
Инвестиционный фонд недвижимости
Как и в ситуации с государственной землей, для государственной недвижимости необходима консолидация, аудит и эффективный менеджмент. ФГИУ, в частности, планирует выступать агентом по управлению недвижимостью, которую используют государственные органы. Объем государственной недвижимости оценивается в размере примерно 8 млн кв м.
Для сравнения: жилищный фонд Киева составляет около 60 млн кв м. Приоритетом должна стать, прежде всего, продажа и аренда государственной недвижимости по рыночным ставкам. Но следует учитывать тот факт, что стоимость недвижимости, особенно в прифронтовых регионах, в условиях войны значительно снизилась. Также в условиях высоких военных рисков вряд ли можно ожидать очередей из инвесторов, которые будут заинтересованы купить государственное имущество.
Читайте также: Почему российский софт до сих пор покупают в Украине и чем это чревато для пользователей
Важным аспектом реформы ФГИУ является создание прозрачной и конкурентоспособной системы подбора руководителей предприятий. В частности, было анонсировано утверждение новой системы отбора с использованием коэффициентов, которые учитывают образование, опыт и личные качества кандидатов. Особое внимание общественности должно быть уделено прозрачному отбору наблюдательных советов для предприятий в управлении ФГИУ, в первую очередь, тех, которые войдут в Суверенный фонд Украины. Также к назначению менеджмента будет приковано внимание наших международных партнеров, которые будут определять объемы оказания помощи, в зависимости от коррупционных рисков.
Почему важно провести реформу управления госсобственностью
В условиях полномасштабной войны, на которой сосредоточены основные усилия государства, не стоит надеяться на быстрый приток частных инвестиций, в частности, в государственные предприятия. Однако, реформа управления государственной собственностью, которая началась в Украине, является важным шагом к восстановлению экономики после победы.
Во-первых, она направлена на ликвидацию коррупционных схем, которые долгие годы использовались для обогащения лиц, приближенных к власти. Это важно, ведь именно коррупция является одним из главных факторов, сдерживающих развитие украинской экономики.
Во-вторых, реформа предполагает создание новых механизмов привлечения средств, в частности, в государственные предприятия. Это позволит привлечь в украинскую экономику иностранные инвестиции, необходимые для ее восстановления.
Читайте также: Страна аграриев и IT-шников: как Украине сгенерировать $1 трлн ВВП
Успех реформы в значительной степени зависит от того, насколько эффективно она будет реализована. В частности, важно обеспечить прозрачность и конкурентоспособность процессов приватизации и управления государственными предприятиями.