Бюджетную декларацию правительство записало в актив своих особых достижений. Это первый документ такого рода, в котором расписаны доходы и расходы казны на три года вперед.

«Трехлетнее планирование задает финансовые рамки по каждому министерству. Что не позволит управлять бюджетом в ручном режиме», — говорит советник премьер-министра Кирилл Криволап.

Впрочем, правительство все же оставило пути для отступления, если экономические реалии не совпадут с параметрами, заданными в бюджетной декларации. Во-первых, постановление КМУ (от 31.05.2021 г. № 548), которым она утверждена, содержит только стандартную норму «Утвердить Бюджетную декларацию на 2022−2024 годы». А вот традиционное дополнение в виде самой декларации в документе отсутствует.

В результате у декларации нет статуса официального документа Кабмина и, соответственно, она не отнесена к законодательству Украины. На это обстоятельство обращает внимание профильный бюджетный комитет Рады.

Во-вторых, Минфин действительно, как того требует закон, обнародовал бюджетную декларацию с сопроводительными документами на своем сайте. Но только в новостной ленте. А это значит, что уже через год или два найти информацию о том, что же правительство планирует положить в основу бюджета, будет очень сложно. И это лишь небольшая часть «предохранителей», которые использовал Минфин, чтобы в случае чего на ходу корректировать бюджетные вводные.

И все же документ, безусловно, полезен — он дает представление о том, в каком направлении намерена двигаться власть, и хочет ли двигаться вообще.

Что будет с курсом

В ближайшие три года Кабмин не ожидает финансовых потрясений и рассчитывает на стабильность гривны.

Прогноз обменного курса гривны к доллару США

2021 г

Ожидание

2022 г

2023 г

2024 г

В среднем за период

28,0

28,6

28,8

29,2

На конец периода

28,6 [±1]

28,7 [±1]

28,9 [±1]

29,4[±1]

По данным НБУ

«Цифры достаточно реалистичные и выполнимые. За счет проведенных реформ мы имеем более устойчивую банковскую систему, которая не раскачивает курс гривны», — считает аналитик Альпари Максим Пархоменко.

Курсовые планы украинской власти совпадают с тем, как видят ситуацию наши основные кредиторы. Так, по прогнозу МВФ, который содержится в действующем меморандуме о сотрудничестве с Украиной, в 2022 году среднегодовой курс составит 28,6 грн/$, после чего три года будет стабильным — на уровне 28,7 грн/$.

«Используемый МВФ подход в долгосрочном курсовом прогнозе — это, упрощенно, „выравнивание“ долларового эквивалента доходов населения к уровню продуктивности. С точки зрения макроэкономики Украина крайне недооцененная страна и при текущем уровне заработных плат мы должны столкнуться с притоком капитала в реальный сектор. Насколько я понимаю, из данных параметров мог исходить и Минфин», — поясняет экономист Независимой группы макроэкономического анализа и прогнозирования Ukraine Economic Outlook Григорий Кукуруза.

Но пока это только теория. На чем реально может держаться стабильность курса?

Уже пятилетку Украине не удается возобновить приток прямых иностранных инвестиций. Отчасти эту проблему решают растущие поступления от заробитчан (например, в этом году, как ожидает НБУ, они должны вырасти на 8% до $13 млрд) а также приток валюты от иностранцев, которые вкладываются в наши ОВГЗ.

«С другой стороны, котировки фьючерсов по экспортируемым сырьевым товарам уже со второго полугодия 2021 года указывают на плавную коррекцию. Тогда как потребительский импорт и активный рост выездного туризма могут „скорректироваться“ только ослаблением гривны. Это не значит, что сейчас существует переоценка гривны и „отложенная“ девальвация, но я бы не разделял оптимизм Минфина и Минэкономики», — говорит Григорий Кукуруза.

Как будут расти зарплаты и пенсии

Даже при стабильном курсе социальные стандарты относительно доллара будут расти очень медленно. Например, минимальная зарплата в долларовом эквиваленте за следующих три года вырастет всего на $35,5, минимальная пенсия — примерно на $14.

Минимальная зарплата (грн)

С 1 января 2022 г

С 1 октября 2022г

С 1 января 2023 г

С 1 января 2024 г

6 500

6 700

7 176

7 665

Минимальная пенсия (грн)

2022 г

2023 г

2024 г

Январь

Июль

Декабрь

Январь

Июль

Декабрь

Январь

Июль

Декабрь

1934

2027

2093

2093

2193

2246

2246

2354

2403

По данным МЭРТ

«Например, минимальная пенсия на январь 2024-го в эквиваленте составит 77 долларов, в 2013 году пенсия была 119 долларов. Прожиточный минимум — 95 долларов. Так он в 2013 году был 147 долларов», — подсчитал председатель подкомитета ВР по вопросам государственной экономической политики Александр Колтунович.

Но хуже всего то, что запланированный рост минимальных зарплат будет практически полностью съеден инфляцией. За три года, как планирует правительство, цены вырастут на 16,5%. А минимальная зарплата за этот же период — на 18%. Динамика роста пенсий в этом случае выглядит лучше: пенсионная минималка за три года вырастет на 24%.

Для уменьшения нагрузки на государственные финансы правительство хочет заморозить на ближайших три года зарплаты чиновников и судей — эти выплаты планируется оставить на уровне текущего года.

В то же время правительство обещает реформировать систему социальной поддержки и пенсионного обеспечения. Бюджетная декларация не раскрывает подробностей реформ, но соответствующие инициативы уже оформлены в проекты законов. Правительство намерено реформировать методологию расчета прожиточного минимума. А главное — отвязать расчеты всех соцвыплат от этого показателя.

На днях министр социальной политики Марина Лазебная в эфире одного из телеканалов выразила надежду, что уже во время осенней сессии депутаты смогут принять законопроект о внедрении накопительных пенсий. Но с учетом подготовительного периода, первые взносы в обязательной накопительной системе появятся не раньше 2023 года.

Кроме того, есть планы (без детализации) повысить мотивацию получателей льгот и жилищных субсидий экономно потреблять жилищно-коммунальные услуги и внедрять мероприятия по энергоэффективности.

Откуда будут брать деньги на финансирование бюджета

Скромный рост социальных стандартов все равно потребует значительных дополнительных средств бюджета. Увеличивать налоговые ставки правительство не планирует. Из существенных налоговых изменений — внедрение с 2024 индексации нормативной денежной оценки сельхозугодий и применение до 2023 года обычных ставок вместо льготных к добыче из новых скважин, работающих с 1 января 2018 года.

Основной же прирост доходов казны должен быть обеспечен за счет роста экономики.

Прогноз основных макропоказателей

2021

2022

2023

2024

Рост ВВП (%)

4,1

3,8

4,7

5

Инфляция (%)

8,9

6,2

5,3

5

Предельный размер госдолга (% ВВП)

53,3

50,8

48,5

47

Дефицит бюджета (% ВВП)

5,1

3,5

3

2,7

По данным МЭРТ

Хотя даже запланированный правительством скромный рост выглядит сомнительно на фоне анти достижений этого года: по итогам первого квартала отечественная экономика упала на 2,2% и за пять месяцев года показала незначительный рост (плюс 0,7%).

Впрочем, и правительство, и Нацбанк ожидают, что к концу года ситуация выровняется, хотя и признают, что реалии будут хуже ожиданий. Минэкономики пересмотрело прогноз роста реального ВВП на текущий год с 4,6% (заложенных в бюджете на текущий год) до 4,1%. Национальный банк считает, что этот показатель вырастет всего на 3,8% по итогам года.

«Мы пошли по самому негативному сценарию — господдержку совокупного спроса в форме инфраструктурных проектов сократили. Но общий бизнес-климат все еще далек от уровня, который позволил бы заместить это расходами частного сектора.

Правда, весомый компенсирующий фактор в положительную сторону может внести новый рекорд сборов урожая. В 2021 году согласно прогнозу Минагрополитики ожидается рост валового урожая до 94,2 млн тонн (против 94,7 млн тонн в 2019-ом и 82 млн тонн в 2020-ом)

В целом же Украина относится к группе стран, которые покажут крайне умеренный рост в 2021-ом году с ускорением в 2022-ом", — считает Григорий Кукуруза.

Такое ускорение потребует от власти реформ. «Определены четыре группы отраслей, развитие которых позволит реализовать экономический потенциал страны. Это группы «Технологическое производство», «Безопасность жизни», «Энергетическая безопасность и декарбонизация» и «Город мастеров», — написал министр экономики Алексей Любченко в материале для «Зеркала недели», на который ссылается пресс-служба МЭРТ.

Но вот реализация этих планов может быть проблематичной. Хотя бы потому, что правительство и НБУ имеют разные экономические приоритеты. Нацбанк — приверженец жесткой монетарной политики ради сдерживания инфляции. Именно поэтому на днях регулятор повысил ключевую ставку. МЭРТ же выступает за смягчение монетарной политики и удешевление кредитования приоритетных отраслей.

Есть и другая проблема. «В следующие 3 года правительство планирует собирать где-то в среднем на 115−120 миллиардов гривен больше налогов. Это значит, где-то на 10−15% больше, чем в сегодняшнем бюджете. А рост экономики правительство заложило на 3−5%. Экономика будет расти медленней, чем суммы, которые хотят собирать налоговики», — сообщил председатель подкомитета ВР по вопросам рынка капиталов, других регулируемых рынков, ценных бумаг и производных финансовых инструментов (деривативы) Андрей Николаенко.

Увеличить поступления позволит расширение налоговой базы. Уже сейчас парламент рассматривает подготовленные правительством изменения в Налоговый кодекс, которые уже со следующего года позволят собирать на 50 млрд грн больше.

Также Минфин планирует существенно сократить государственный долг, что, в теории, должно высвободить дополнительный ресурс на финансирование социальных и инфраструктурных расходов казны.