Владелец инвесткомпании Dragon Capital — хрестоматийный пример публичного иностранного инвестора в экономику Украины с 20-летним стажем.
Он — лицо с обложки «Forbes», владелец медиа-активов, гость телевизионных политических ток-шоу, высказывающий мнение бизнеса, в тех редких случаях, когда оно интересует.
В течение 2005−2008 гг. Dragon Capital в качестве советника продал иностранцам несколько отечественных банков.
Но самая первая сделка Томаша после приезда в Украину потерпела фиаско. В 1996 г. он, молодой брокер иностранной инвесткомпании, попытался приобрести 4%-ный пакет акций банка «Украина». Деньги были уплачены, но в последний момент передача акций была заблокирована. Руководство банка заставило инвестора подписать письменный отказ от сделки, угрожая чуть ли не физической расправой. Людям, которые реально контролировали банк, не имеющий мажоритарного собственника, через руководящие органы, были ни к чему чужаки в составе акционеров.
В начале 2000-х банк «Украина» громко обанкротился.
Не так давно Томаш Фиала решил купить в Украине банк в качестве «стратега». Первая сделка сорвалась. Но вот недавно НБУ одобрил покупку Юнекс Банка у Вадима Новинского. Это событие и стало поводом пообщаться с бизнесменом.
Пока текст согласовывался, сделка была закрыта.
О банковском бизнесе
НБУ разрешил купить Юнекс Банк Вам и Ивану Свитеку. Зачем вам нужен банк?
Впервые о покупке какого-либо банка мы задумались в 2010 г. после кризиса 2008−2009 гг., но как-то не смогли приблизиться к сделке. Наверное хорошо, что тогда ничего не купили, так как банковский сектор до 2014−2015 гг. плохо регулировался, в экономике накопилось много дисбалансов, и были плохо защищены права кредиторов.
Год назад мы предприняли первую серьезную попытку, но из-за пандемии она не увенчалась успехом. Продолжали смотреть другие банки.
Считаем реформированный и очищенный банковский сектор весьма интересным объектом для инвестиций. Сейчас это — привлекательная прибыльная отрасль. Кроме того, так совпало, что мой знакомый Иван Свитек после ухода из Альфа-Банка решил остаться в Украине и продолжить работу, поскольку видит хороший потенциал в нашей стране. Мы решили объединить усилия и сделали совместную заявку: я — 75%, он — 25%.
Какой именно сегмент рынка является наиболее привлекательным?
Мы видим несколько привлекательных сегментов: розница, потребительское кредитование, цифровой банкинг. МСБ, возможно, и сельское хозяйство.
Как будут распределены роли в тандеме собственников?
Иван стал председателем правления, будет формировать команду. Мы участвуем в набсовете.
Можете ли уже озвучить свои амбиции/аппетиты на рынке на ближайшую перспективу?
Наша основная цель — это доходность на вложенный капитал (RoE). Мы ориентируемся на то, чтобы этот показатель был около 30%.
Банк мы купили небольшой: 64 место из 73, рассматриваем его больше в качестве платформы для дальнейшего развития. В этом году планируем существенно увеличить уставной фонд. В банк будет инвестировано 200 млн грн.
И почем сейчас украинские банки? Каковы мультипликаторы?
За последние 3 года мы смотрели много банков. Сегодня пруденциальный надзор в секторе работает надежно и позволяет доверять номинальной оценке капитала. Но все равно бывают нюансы. Например, есть активы, с оценкой которых мы не согласны. Вообще, многое зависит от размеров и прибыльности конкретного банка. Есть банки, которые стоят меньше капитала, а есть, например, Райффайзен, который торгуется с оценкой 2 капитала.
Вы сказали, что смотрели много банков. Так много желающих продать?
Такие есть, зависит от цены, мы общались где-то с десятком банков.
Читайте также: Ярослав Матузка о monobank: «Они же не упакуют деньги в мешок и не исчезнут с ними»
Насколько Юнекс представляет собой хорошую платформу, например, по сравнению с Идея Банком, который вы хотели купить год назад? Кстати, почему сделка сорвалась?
Конечно, Идея Банк больше: там портфель потребительских кредитов 4 млрд грн. Мы подписали договор в декабре 2019 г. и планировали закрыть сделку после аудита за 2019 г. Но началась пандемия, что негативно повлияло на качество кредитного портфеля. Мы вели переговоры о снижении цены, но не нашли компромисса. Это было время неопределенности — май-июнь, поэтому неудивительно, что так получилось.
Но Идея Банк продается до сих пор…
В начале года было официальное сообщение о том, что польский собственник Идея Банка Getin Holding вступил в эксклюзивные переговоры о его продаже. Были слухи о том, что потенциальный покупатель — это Альфа-Банк. Но недавно вышла новость, что эти переговоры завершились безрезультатно и что собственник нанимает инвестиционный банк «Rotshild» для поиска покупателя и продажи украинского банка.
Кстати, недавно Getin Holding продал свой банк в Беларуси за $19 млн.
Насколько интересными объектами для иностранных инвесторов являются украинские госбанки, подлежащие приватизации?
Из этих 4 украинских госбанков теоретически иностранцам может быть интересен Приватбанк именно благодаря рыночной доле в розничном бизнесе — почти 20 млн клиентов. Банк № 1 на рынке, очень технологичный. Вот эта часть весьма интересна. Но вот отрицательное наследие в виде проблемного портфеля кредитов бизнесу, судебные споры с бывшими собственниками, скорее всего, делают такую продажу в данный момент невозможной. Перед приватизацией эти вопросы должны быть полностью урегулированы.
У Ощада также потенциал имеется, но там еще много работы осталось сделать, улучшить операционную эффективность бизнеса. Хоть и с задержкой, но была практически завершена реформа корпоративного управления, проведен конкурс и назначен новый председатель правления.
Если государство не будет вмешиваться в корпоративное управление, то Ощад также может стать привлекательным розничным активом. Но не ранее, чем через 3−4 года. Укргазбанк привлек конвертируемый долг от IFC (Международная финансовая корпорация) и тоже может быть интересным через 3−5 лет.
Читайте также: Большая четверка: кто купит украинские госбанки
Вы стартуете практически с нуля. Планирует запуск виртуального банка? Возможно, повторить успех monobank?
Конечно, смотрим в этом направлении. Хотим иметь два банка: классический и виртуальный. Повторить успех monobank вряд ли получится, придется искать какую-то свою новую нишу.
Об инвестициях
Dragon Capital в последнее время активно инвестирует в коммерческую недвижимость, которой из-за пандемии прочат плохую перспективу. В чем задумка?
Мы инвестируем во все 3 сегмента коммерческой недвижимости и в жилую тоже. Конечно, жилая недвижимость — самое перспективное направление не только в Украине. Везде в мире спрос на жилье высокий, отчасти благодаря пандемии: люди больше времени проводят дома, требования к качеству жилья увеличиваются.
У нас два больших проекта на столичной Оболони — бизнес и премиум класса. Смотрим на новые проекты. За городом строим коттеджные поселки. В этом и прошлом году у нас рекордные продажи.
Что касается коммерческой недвижимости, то до пандемии самые хорошие перспективы были в офисном сегменте, особенно в Киеве. Здесь всего 2 млн квадратов офисной недвижимости, для сравнения в той же Варшаве — почти втрое больше, и каждый год еще добавляется понемногу при вакантности (незанятости) порядка 10%.
В Праге, которая намного меньше (1,5 млн жителей), офисной недвижимости 3,5 млн квадратов. Поэтому мы обоснованно видели в офисах большой потенциал. Но от пандемии это направление пострадало больше всего: вакантность выросла до 10−15%, но не до уровня 2015−2016 гг (25−30%), когда мы покупали. Арендные ставки вернулись на уровень 2018 г.
В странах, которые преуспевают с вакцинацией, люди возвращаются в офисы намного быстрее, чем ожидалось. Согласно исследованию Банка Англии, работа из дома негативно влияет на продуктивность, за исключением, IT-сектора. Во всех остальных секторах падение от 10 до 40%.
Как так? Только добраться на работу стоит не только времени, но и нервов!
Очевидно, что дома хуже с дисциплиной. Есть множество отвлекающих факторов: кухня, общение с членами семьи…
А когда пришел на работу, то уже работаешь! Кроме того, вначале пандемии все были удивлены, как хорошо получается работать из дому, достаточно только хорошего интернета. Но это справедливо, когда бизнес выживает, удерживает позиции, не развиваясь.
Когда речь заходит об активизации, развитии, запуске новых проектов, то необходимо больше коммуникаций с коллегами лицом к лицу.
Поэтому даже такие корпорации как Google намерены с 1 сентября вернуться в офисы, или же сотрудники должны быть в состоянии добраться в офис в течение часа в случае необходимости. Думаю, к концу года сотрудники вернутся в офисы и у нас, арендные ставки снова начнут расти.
Сегмент складской недвижимости прошел кризис без проблем, даже с ростом спроса со стороны онлайн-магазинов.
Торговые центры заметно теряют в периоды локдаунов, как сейчас, но они очень быстро восстанавливаются. После первого локдауна прошлой весной, в июле-августе обороты арендаторов практически достигли уровней 2019 г.
Недавно Dragon Capital привлек $12,5 млн от ЕБРР для рефинансирования БЦ Grand, складов Diana Lux Logistic и «Терминал Харьков». Что понимается под рефинансированием?
Мы просто взяли кредит ЕБРР под залог этой недвижимости. Ее приобретение и реконструкцию мы финансировали только собственным капиталом. Привлеченные деньги будут инвестированы в строительство новых объектов, в частности, индустриальных парков.
Недавно Вы заявили о возможности использовать механизм государственной поддержки крупных инвестпроектов (так называемый закон об «инвестнянях») для запуска двух индустриальных парков во Львове и неподалеку от Киева. Можете раскрыть подробности?
Эти индустриальные парки были задуманы намного раньше, чем появились «няни». Мы бы развивали их и без них, но теперь анализируем соответствующий закон. Льготы по нему заработают до конца года.
Нам еще предстоит получить «добро» госорганов относительно соответствия наших проектов выдвигаемым требованиям.
Общий объем инвестиций по двум индустриальным паркам — свыше $200 млн. Уже в этом году начнем строить. Самые проблемные вопросы — это подключение объектов к электричеству и ДАБИ.
Какие ещё отрасли в Украине считаете наиболее привлекательными для иностранных инвестиций?
IT-сектор, так как имеется качественный пул талантов, офис можно снять дешевле, чем в Европе, низкие налоги. Пандемия способствует росту спроса на разработку нового программного обеспечения, сайтов, приложений
Емкий сегмент представляют собой инфраструктурные проекты, недвижимость, сельское хозяйство. Посмотрим, что будет после 1 июля, когда откроется рынок земли. Конечно, там много ограничений. Если бы приняли первоначальную редакцию закона, то было бы все иначе — ажиотаж, ежегодные инвестиции миллиардов долларов в землю. Но все равно, думаю, какой-то толчок открытие рынка земли должно дать.
Интересна также пищевая промышленность и электронная коммерция.
Что побудило вас инвестировать в финтех-компанию Treeum?
Нам понравилась управленческая команда, учредители — умные, мотивированные люди с хорошей визией. Финансовая экспертиза Константина Вайсмана, который выступил первым инвестором, а сейчас присоединился к управлению, также вселяет оптимизм.
Хорошая история развития этого бизнеса: № 1 медиа-ресурс в финансовой сфере и крупнейший финансовый онлайн-супермаркет с хорошими перспективами роста.
Компания демонстрирует рост 50−100% в год. По результатам первых месяцев этого года рост опережает наши ожидания.
О макроэкономике
Недавно был назначен новый глава НКЦБФР. Каковы ваши ожидания, надежды?
На самом деле, полномочия Комиссии ограничены, она не может сама по себе дать толчок развитию фондового рынка. Когда в стране отсутствует верховенство права, то тяжело быть миноритарным акционером — тебя всегда могут обмануть, и ты в судах ничего не докажешь. Точно также дела обстоят и с кредиторами, в случае невозврата кредита.
Поэтому в Украине уровень неработающих кредитов (NPL) достиг 50% пару лет назад, что является мировым рекордом. Поэтому компании создают свои холдинги не в Украине, а в европейских юрисдикциях, именно из-за верховенства права.
Как результат, акции украинских предприятий по факту торгуются в Лондоне или Варшаве, вместо внутреннего рынка.
Поэтому пока что я каких-то перспектив не вижу до проведения судебной реформы. Но, как видите, это дается очень тяжело.
Как оцениваете макроэкономические перспективы Украины в 2021 г.
Позитивно. Украина относительно неплохо прошла 2020 г., с падением ВВП всего 4%. Для сравнения, экономика Евросоюза сократилась на 6,2%. В этом году мы ожидаем хороший отскок в виде роста ВВП более 5%. Такой прогноз предполагает сотрудничество с МВФ, отсутствие длительных локдаунов и восстановление урожая зерновых.
Украине нужно возобновить сотрудничество с МВФ к лету, получив так называемое SLA (staff level agreement, соглашение на уровне миссии), с тем, чтобы транш был получен в июле до периода отпусков.
Тогда бы Украина могла получить связанное финансирование от других международных доноров, возможно, разместить еврооблигации по приемлемой ставке. Ну и возобновить приток средств нерезидентов в ОВГЗ, который сейчас практически остановился: наоборот, пошел отток.
Почему это произошло?
Первая причина — внешняя, это рост ставок в США в ожидании более быстрой инфляции.
Вторая — инвесторы видят, что у нас с МВФ не клеится, список невыполненных условий не сокращается. Основное узкое место — это антикоррупционный блок и судебная реформа, где пока не видно достаточно политической воли.
Третья — эскалация ситуации на Востоке страны также спугнула инвесторов.
Как вы считаете, в какой степени возможно обострение?
Обстрелов и жертв может стать больше, конфликт станет более горячим, но не думаю, что граница где-то сдвинется. РФ хочет надавить морально (что они делали и раньше) на Украину и США, чтобы добиться каких-то компромиссов. Но не думаю, что это перерастет в полномасштабное наступление.
Как оцениваете реалистичность расписанного вами тайминга по возобновлению программы с МВФ?
Будет непросто. Не дает покоя прошлый год, когда вплоть до декабря власти делали мало для того, чтобы сблизиться с МВФ. Денег на финансирование дефицита не было, как и понимания, откуда они возьмутся.
Только в конце ноября власти начали плотно общаться с МВФ, добившись того, что Фонд дал позитивный сигнал ЕС, который, в свою очередь, выделил 600 млн евро до достижения SLA.
Это позволило разместить евробонды почти на $700 млн. Правительство очень настойчиво попросило госбанки вложиться в ОВГЗ. У банков как раз была накоплена избыточная ликвидность. Госбанки прислушались, хотя еще осенью не горели желанием сильно вкладываться в госбумаги, так как их уже и так было предостаточно.
Банки, даже государственные, должны развивать бизнес, а не вкладывать половину привлеченных средств в ОВГЗ!
Возможно ли повторение такого сценария в нынешнем году?
Вполне! Дефицит бюджета запланирован большой, порядка $8,5 млрд. Их нужно где-то привлечь. За первый квартал чистыми Украина привлекла всего порядка $0,5 млрд. В сентябре предстоит погасить более $2 млрд внешней задолженности и ближе к концу года привлечь деньги для финансирования дефицита бюджета. Пока этих средств нет.
НБУ может быть вовлечен в финансирование дефицита?
По закону не может, и руководство НБУ много раз повторило, что не будет этого делать. Если НБУ на это все же пойдет, то вся макроэкономическая стабильность обрушится.
Как оцениваете нынешнюю политику НБУ: курс, инфляция, учётная ставка?
В целом — позитивно. Мы немного переживали, когда подало в отставку руководство НБУ в середине прошлого года. Переживания были связаны не с конкретными персоналиями, а с заявлениями политиков — депутатов и членов правительства — о необходимости насыщения экономики деньгами, поднятия инфляции до 10−12%. Такие лозунги откровенно пугали. Но были назначены люди, понимающие законы макроэкономики, которые не пошли по ложному пути.
Каковы ваши ожидания по валютному курсу?
Стабильные — в районе 28 грн/$ на конец года. Ожидали большего укрепления гривны в первом полугодии, но пока этого не происходит.
Хотя цены на украинский экспорт довольно высокие. Наверное, выручка заходит не в полном объеме.
О собственных инвестициях
Во что Томаш Фиала инвестирует личные сбережения?
Около 90% инвестировано в Dragon Capital. Другие направления — разве что для небольшой диверсификации.
Депозитов — минимум, в основном — акции и облигации корпоративных эмитентов разных стран: Украины, США, Китая, Гонконга, Японии, других азиатских стран.
Есть экзотическая инвестиция в плантацию авокадо и киви в Новой Зеландии. В Чехии есть вложения в коммерческую недвижимость.
А как насчет таких современных инструментов как биткоин?
Считаю, что это очень спекулятивная инвестиция, поэтому воздержался.
Много вкладываться рискованно, а вложить немного и следить за этим — только отвлечет внимание и не повлияет на результат общего портфеля. Dragon и так инвестирует более чем в 100 инструментов, есть за чем следить. Даже если курс криптовалюты удвоится или утроится, в абсолютном выражении это не принесет много дохода. Для меня важнее заработать 30% в год на крупной и более надежной инвестиции, чем в разы на 10 биткоинах, которые особой погоды не сделают.