Сколько можно попросить у кредиторов

Если правительству удастся привлечь на внешнем рынке заявленную сумму и дополнительно к этому занять еще 50-60 млрд. грн на внутреннем рынке, это позволит государственному бюджету завершить год и временно «закрыть» финансовые проблемы. А далее можно будет продолжить переговоры с МВФ относительно будущих траншей.

Читайте также: Госказначейство финансирует только обоснованные расходы — Марченко

Возникает только один главный вопрос, а дадут ли частные кредиторы взаймы властям Украины? Ответ на него прост: частные инвесторы дать взаймы могут, но смотря под какой процент.
100 млрд. гривен или 200 млрд. гривен, $1 млрд. или $5 млрд. — это вполне реальные суммы, которые можно занять, но не по текущим ставкам доходностей гособлигаций, а по рыночным.

Чем больны государственные финансы

На этом моменте стоит вернуться к ситуации, которая сложилась летом, когда МВФ одобрил текущую программу Stand-by для Украины, а рейтинговое агентство Moody’s повысило кредитный рейтинг нашей страны до уровня «B3». Благодаря этому наше финансовое положение казалось тогда безоблачным, и никаких проблем с государственными финансами не предполагалось.

Ставки по доходностям ОВГЗ пошли вниз. К примеру, на первичных аукционах по размещению ОВГЗ доходности по облигациям сроком на год упали ниже 10% годовых.

Но далее начали происходить события, которые не понравились рынку. Сперва с поста главы НБУ был уволен Яков Смолий. Одним из последних крупных негативных событий стало решение Конституционного Суда относительно отмены уголовной ответственности за недостоверное декларирование.

В обычных условиях любой негатив, любой рост рисков, снижение доверия инвесторов, автоматически ведет к падению спроса, в данном случае — на ОВГЗ. Это практически незамедлительно и произошло еще в июле.

Уже 7 июля, на первом же первичном размещении ОВГЗ после увольнения Якова Смолия, Минфину удалось реализовать облигаций на очень маленькую сумму равную всего 312 млн. грн. По странным обстоятельствам доходность по однолетним облигациям составила 9,5%, что было даже ниже чем 23 июня. Зато объем реализации этих облигаций составил всего 5,1 млн. грн. Далее, 14 июля, при размещении гривневых облигаций сроком на 1 год Минфин привлек всего 2,8 млн. грн еще дешевле — под 9,2% годовых.

И в этих размещениях Минфина уже тогда стала проявляться новая «болезнь»  государственных финансов страны. Доверие инвесторов снижалось, а доходности на первичных аукционах по ОВГЗ оставались низкими.

Почему не выполняется план по заимствованиям

По закону спроса и предложения доходность по облигациям должна расти, если спрос на бумаги снижается. Но этот механизм перестал работать. Финансовые власти Украины по каким-то своим соображениям не дали доходностям расти вслед за ухудшившимся рыночным настроением инвесторов. Из-за этого объемы размещений просто рухнули.

Впоследствии, как я полагаю, власти страны частично решили эту проблему за счет привлечения к участию на первичных аукционах финансовые структуры подконтрольные либо подчиненные государству. Однако такая мера все равно не смогла полноценно заменить рынок. Ведь ресурсы государственных банков тоже небезграничны, и объемы привлечений все равно были недостаточными.

Поэтому бюджет страны не выполняет свой план по объему заимствований и денег в казне осталось очень мало.

Читайте также: В октябре госбюджет выполнен со значительным дефицитом в сумме 30,4 миллиарда

Что делать

На этом фоне появились слухи о том, что финансовые власти Украины могут включить «печатный станок» и за счет этого будет профинансирован бюджет. Хоть по закону НБУ не имеет право напрямую помочь Минфину, он может дать деньги государственным банкам.

А они могут купить на них ОВГЗ на таких же первичных аукционах с нерыночный доходностью. Людей пугает такая перспектива, потому что подобная эмиссия необеспеченных денег может еще сильнее подорвать финансовую стабильность страны. А это чревато серьезными последствиями.

На самом деле фатальной проблемы для финансового положения страны нет. Украина может обойтись и без включения «печатного станка», и бюджет страны может занять деньги в достаточном объеме. Вопрос заключается лишь в том, чтобы рыночные законы спроса и предложения на долговом рынке Украины вновь начали работать.

Все что нужно сделать украинской власти — это вернуть доходности по облигациям в рыночное русло. Да, в этом случае занимать придется дороже. Но таковы законы экономики и их невозможно изменить по прихоти или по заказу.

Чем полезен выход на внешний рынок заимствований

Заявление премьера о том, что Украина может выйти на внешний рынок, это очень хороший сигнал. Поскольку на внешнем рынке работают законы рынка, и выход на него формально можно будет считать победой рыночных отношений. Это будет означать, что власти Украины откажутся от политики искусственного занижения ставок в ущерб объему привлечений.

Текущие бюджетные проблемы на сегодняшний день во многом имеют рукотворный характер, связанный с тем, что руководство страны решило иметь низкие процентные ставки любой ценой.

Но по законам экономики и рынка, ставки снижаются тогда, когда в глазах инвесторов риски по их вложениям снижаются, и когда доверие к заемщику растет. И украинской власти для снижения ставок нужно работать в этом направлении. Тогда все придет к балансу, и никаких бюджетных дыр не будет.