Законопроект «О виртуальных активах» (№ 3637) уже направлен на подпись президенту. В том, что на документе появится автограф Владимира Зеленского, сомневаться не приходится: развитие цифровой экономики — один из пунктов его предвыборной программы.
В Минцифры конкретизируют: цифровая экономика должна занимать не менее 10−20% в структуре отечественного ВВП. И нынешний закон — первый шаг на пути к этой цели.
«Мы одни из первых в мире законодательно определили значение „виртуальных активов“. Мы заложили в правовое поле Украины большую часть новой экономики, то, что в ближайшие 20, а может и 50 лет, будет очень быстро развиваться. Виртуальные активы станут одним из драйверов экономики», — уверен Александр Борняков, заместитель министра цифровой трансформации по вопросам развития IT.
Он назвал три главные составляющие, которые позволят перезагрузить отечественную экономику.
Во-первых, понятие «виртуальные активы» включает и игровые виртуальные активы. «Это большая индустрия (общий объем игровой индустрии по итогам 2020 года составил $177,8 млрд — ред.), и новый закон даст возможность компаниям-представителям этой индустрии работать из Украины. А это значит дополнительные налоговые поступления в бюджет», — поясняет Александр Борняков.
Во-вторых, закон создает условия для токенизации активов. А это — новый удобный инструмент привлечения инвестиций.
В-третьих, в Украину могут зайти стартапы, которые занимаются криптовалютами, токенизацией. Капитализация таких компаний — от нескольких миллионов до миллиардов долларов, которые будут депонировать средства в нашей банковской системе.
Закон также открывает двери в нашу страну криптобиржам. «Если мы заведем к нам 5−6 таких бирж, которые скажут — „в этом регионе работаем через Украину“, — получим плюс дополнительный миллиард долларов в нашу банковскую систему», — считает Борняков.
По словам Артема Афяна, соавтора закона, управляющего партнера Juscutum, мировые криптобиржи еще на стадии законопроекта подписали меморандум, в котором выразили заинтересованность зайти на наш рынок именно на прописанных в новом законе условиях. «Компании, расположенные в соседних странах, считают условия, пролоббированные Минцифры, достаточно привлекательными», — уточняет он.
Меморандум о взаимопонимании между Binance и Минцифры был подписан еще в конце 2019-го.
По словам Александра Борнякова, криптобиржам нужно будет получить только разрешение на работу в Украине. Эта процедура более простая, чем лицензирование. К тому же, условия получения разрешения будут несложными: регистрировать юридическое лицо в нашей стране не придется. Главное — доказать, что есть необходимый размер капитала, а среди учредителей нет лиц из санкционных списков.
Еще в министерстве говорят, что создание правового поля для виртуальных активов поможет бороться с контрабандой. Сейчас немало теневиков рассчитываются за товары криптовалютой. Отсутствие госрегулирования этой сферы, а значит и контроля, упрощало задачу незаконного импорта. Но новый закон закроет эту брешь.
Впрочем, далеко не факт, что заявленные чиновниками грандиозные планы будут воплощены в жизнь. Ведь новый закон только устанавливает общие правовые рамки для игроков рынка. А вот все по-настоящему важные детали регулирования работы этого рынка будут прописаны в подзаконных актах. Содержащиеся в них нюансы могут, как это частенько случается в Украине, похоронить все хорошие инициативы.
Поэтому сейчас о перспективах, которые откроет новый закон для бизнеса и рядовых граждан — собственников криптоактивов, можно говорить лишь в теории.
Для частников: возможность судебной защиты и неизбежность налогов
Одно из главных преимуществ, которое дает украинским собственникам виртуальных активов новый закон, — возможность защитить свои права.
«В данном случае со стороны государства защита потребителей превентивная. Заключается она в лицензировании деятельности, связанной с виртуальными активами. А это, в свою очередь, накладывает на участников рынка определенные требования и обязательства.
Регулятором рынка виртуальных активов определено Минцифры. Одной из его задач будет также защита потребителей (собственников или инвесторов криптоактивов). По сути, так же работает регулирование банковских, финансовых и страховых услуг", — поясняет Дмитрий Палющенко, адвокат практики сопровождения бизнеса Juscutum.
Закон, по сути, признает такое явление, как виртуальный актив и возможность владения им.
«Право собственности на виртуальный актив приобретается по факту его создания, заключения и выполнения соответствующей сделки. Таким образом у реальных владельцев криптоактивов появляется возможность судебной защиты своих прав на них», — поясняет Дмитрий Заковоротный, юрист ЮК Riyako&Partners.
Но, как уточняет советник Expatpro Татьяна Ященко, правовую защиту нашего государства собственник виртуального актива сможет получить, если юрисдикция Украины будет применима. «Если операции проводятся за пределами страны и через незарегистрированные здесь системы — это, скорее всего, не сработает», — говорит она.
А вот расписанная многими возможность рассчитываться в Украине биткоинами преувеличена. Единственным платежным средством на территории страны остается гривна. О внесении этой нормы в закон отдельно настоял Нацбанк. Но, скажем, рассчитываться криптовалютной картой за приобретенные в Украине товары и услуги все же будет возможно. В этом случае происходит такая же конвертация, как при расчетах валютной картой.
Например, основатель monobank Олег Гороховский еще летом говорил о завершении работы над проектом создания биткоиновой карты. Собственные решения для фанатов криптовалют создают и платежные системы.
Так MasterCard уже предлагает клиентам карты, с помощью которых можно расплачиваться криптовалютами. Пока они поддерживают только стейблкоины (криптовалюты, привязанные к базовому активу, — скажем, тому же доллару США). В этом году Visa совместно со стартапом BlockFi выпустила кредитную карту, кешбэк за использование которой начисляется в биткоинах.
«На конец лета наша компания работала с 54 криптокомпаниями, позволяющими тратить новые цифровые валюты на потребительские цели. Также мы сотрудничаем с 54 криптоплатформами по карточным программам, которые облегчают конвертацию и оплаты в цифровых валютах», — в интервью «Минфину» рассказала Вера Платонова, старший вице-президент и региональный менеджер Visa в Украине, Грузии, странах СНГ и Юго-Восточной Европы.
Для реализации таких проектов и сотрудничества необходима легитимность криптовалют в стране. Поэтому после того, как закон о виртуальных активах вступит в силу в Украине, наработки компании станут доступны и нашим потребителям.
Но новые возможности будут сопряжены для граждан и с новыми обязанностями — платежи с использованием криптовалют подпадают под финмонторинг.
«Определение виртуальных активов и механизмы отслеживания этих средств заложены в новой редакции антиотмывочного закона, которая была принята чуть больше года назад. Субъектом финмониторинга определено Минцифры. Но без рамочного закона было невозможно создать соответствующую структуру, регламенты, подзаконные акты
Собственно, при работе с криптой будут действовать практически те же правила, как и при работе с традиционными деньгами.
«Инициирование платежей на суму от 30 тыс. гривен (как в Украине, так и за ее пределы), предполагает предоставление целого набора данных об отправителе (паспортные данные для физлиц и регистрационные данные для юридических лиц), получателе средств (в т.ч. идентификаторы электронных кошельков/уникальный номер финансовой операции
Дмитрий Заковоротный говорит, что закон устанавливает прямой запрет на проведение операции субъекту первичного финмониторинга — поставщику услуг перевода виртуальных активов, если отсутствует вся необходимая информация. Правила финмониторинга будут распростаняться и на работу с криптобиржами.
И, наконец, раз и навсегда будет решен вопрос с налогами — все, кто зарабатывает на виртуальных активах, должны будут платить их со своих доходов.
Для бизнеса: новый вариант работы с инвестором и раздела собственности
Со вступлением в силу нового закона, работа криптообменников, криптобирж и других компаний, предоставляющих услуги на рынке виртуальных активов, перейдет под контроль государства. Речь идет о компаниях, зарегистрированных в Украине.
Это накладывает на них определенные обязательства, но зато и решает часть серьезных проблем.
«До сих пор была определенная трудность с открытием счетов для тех, чья деятельность так или иначе связана с виртуальными активами. Поскольку теперь эта деятельность получила правовое урегулирование, таких проблем больше не должно возникать», — поясняет адвокат Дмитрий Николаевский, член экспертной группы.
У клиентов таких компаний также станет меньше проблем. Например, в прошлом останутся сложности с банковскими переводами средств на криптобиржи, на что неоднократно жаловались наши читатели.
Одним из главных достижений эксперты называют внедрение нового механизма привлечения инвестиций.
«Физлица, как и сейчас, смогут приобретать криптовалюту и выпускать токены. Но по новому закону к этому процессу смогут присоединиться и юридические лица», — говорит Артем Афян.
А это откроет новые возможности привлечения финансирования. Предприятие, нуждающееся в оборотных средствах, сможет выпустить токен, обеспеченный своими активами. Например, сельхозпроизводители могут выпустить токен, обеспеченный будущим урожаем. Продавая такие токены, можно будет привлекать инвестиции.
Покупатель токена сможет получить оговоренный объем пшеницы по достижению какой-то даты, либо перепродать токен в случае потребности в средствах.
Выпуск токена позволит оформлять долевую собственность определенных, часто неделимых, объектов, например, той же недвижимости, произведений искусства или коллекционных товаров.
Когда начнут действовать новые правила
Новый закон заработает не сразу.
«Документ предусматривает полгода, как наименьший срок, в течение которого закон вступит в силу. Это время Нацбанку и Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку отведено для наработки соответствующей подзаконной базы», — сказал директор департамента стратегии и развития Национального банка Украины (НБУ) Арсен Макарчук в ходе «круглого стола», организованного Институтом Горшенина при поддержке интернет-портала LB.ua.
Александр Борняков говорит, что депутатам также предстоит утвердить изменения и в Гражданский кодекс, чтобы прописать все нюансы. «Например, процедуру нотариального удостоверения права собственности на виртуальные активы, передачи, наследования. Механизм принятия решений в отношении виртуальных активов, в том числе и их раздела в случае возникновения спора, например, при разводе», — уточняет он.
Наработка изменений в Гражданский кодекс займет до двух месяцев, а весь процесс — от внесения законопроекта в парламент до подписи президента — не менее полугода.
Минфин вместе с другими профильными министерствами займется разработкой бухгалтерских стандартов ведения учета виртуальных активов.
Но главная интрига — грядущие изменения в Налоговый кодекс (НК), которые помимо прочего должны установить ставки налогов на операции с виртуальными активами. Без изменений в НК не начнет действовать и закон о виртуальных активах.
Исходя из первоначальных предложений, физлица должны будут уплатить с дохода от работы с виртуальными активами 5% плюс военный сбор — 1,5%, налог на прибыль для юридических лиц — те же 5%. Такой «льготный» режим налогообложения предлагают ввести на 5 лет.
Однако пока это только проект.
«Изменения в Налоговый кодекс уже готовы. Однако вопрос налоговых ставок все еще остается открытым — нас ждет серьезная дискуссия, в том числе и с Министерством финансов», — говорит Алексей Жмеренецкий.