Константин Вайсман знает о финансах не понаслышке. В его активе — больше 25 лет работы в банковской сфере, причем, работы удачной. Например, именно во время его руководства ПУМБом банк в 2011—2012 году получил награды за лучшее банковское слияние и лучшую банковскую группу в Украине по версии World Finance Magazine, а также «Самый прозрачный банк» по версии USAID.
За короткий срок, когда Вайсман занимал должность председателя правления ПУМБа, банк занял 7-ю позицию во внутриотраслевом банковском рейтинге «Топ-100 лучших компаний Украины». В последние несколько лет Вайсман сосредоточился на теме развития мобильных финансовых сервисов. Сейчас руководит финтех-направлением компании Treeum.
На чем удалось заработать в 2020 году
В прошлом году я вложился в акции PayРal. И это принесло мне больше 150%. К примеру, в 2017 году у меня были акции Tencent, которые принесли мне 100% прибыли. Но все очень относительно, потому что в следующем году они, наоборот, упали. Чтобы объективно оценить результат любого инвестора, нужно брать длительный период времени — как минимум, 3−5 лет.
В 2020 году на рынке акций я заработал 70%. Это что касается рисковых инвестиций. В целом инвестиционный портфель принес годовой доход около 30%, поскольку его значительная доля принадлежала облигациям, которые менее доходны.
В прошлом году выстрелили финтех-компании, как PayPal и Square, зеленая энергетика, в частности, ETF PBW (рост на 250%), и биржевые фонды Кэти Вуд ARK Invest, в частности, ее флагманский фонд ARKK (рост на 150%), которые ориентированы на инновационные направления — генетику, финтех, робототехнику, электромобили и прочее.
Я тоже прокатился на этой волне, на фонде Кэти Вуд заработал около 70% годовых, на фонде зеленой энергетики PBW — около 100%. Кроме того, флагманы технологической отрасли — упомянутая группа FAANG показали хороший рост и у меня в портфеле. Также у меня есть направление цифровой медицины, онлайн игр и киберспорта, робототехники. Сейчас вместо FAANG я держу более широкий ETF QQQ от Invesco на индекс технологических компаний Nasdaq 100.
Читайте также: Инвестиции в украинский бизнес более рискованные, чем игра на фондовом рынке
Самая большая проблема для инвестора — отсутствие терпения
Я не являюсь трейдером, но и пассивного инвестирования тоже не придерживаюсь. Не получается buy&hold, потому что на фондовом рынке все очень быстро меняется. Нужно очень быстро корректировать ошибки, а главное найти баланс между гибкостью и излишними движениями. Это очень сложно. Больше всего на результат инвестора влияют именно психологические факторы. Если, к примеру, появляется головокружение от успеха, значит, ты уже на пороге потерь.
Но человек, который впервые идет на рынок, должен дать себе время на обучение и на потери, потому что они неизбежны. Путь любого инвестора — это самообучение. Приходится обучаться на практике и только с живыми деньгами. Заработки и потери помогают приобрести какой-то определенный опыт и найти свой стиль инвестирования.
Самая большая проблема для инвестора — отсутствие терпения, чтобы подержать бумагу хотя бы год или два без лишних движений.
Конечно, бывает так, что новичкам везет. «Робингудовцы» как раз удачно пошли на рынок где-то в марте. Купили акции технологических компаний, когда все упало, заработали и считали, что они умнее профессионалов с Уолл-стрит. Но надо понимать, что во многом это случайность. Очень сложно угадать время входа и выхода с рынка. Потому что даже технический анализ тут далеко не всегда работает.
Как говорил партнер Уоррена Баффета Чарли Мангер, если человек не готов к 50%-ному проседанию своего портфеля, ему нечего делать на фондовом рынке.
Теханализ — для трейдеров: инвестируй в то, в чем разбираешься
Технический анализ я никогда не использовал, поскольку он больше помогает трейдерам, кем я не являюсь, ведь отношу себя к инвесторам. Моя специальность, опыт работы в банках и дополнительное образование — MBA от одной из ведущих мировых бизнес-школ, в частности, в области финансов — Чикагской бизнес-школы, помогают мне в практическом инвестировании.
Я также много читал на тему оценки стоимости компаний и использовал это как в своей работе, так и в инвестировании. Поэтому я верю и использую фундаментальный анализ.
Чтобы инвестор начал ориентироваться в принципе на фондовом рынке, ему нужно посмотреть, что такое индекс S&P500. Разобраться, как он составляется и какие секторы имеет. Потому что так или иначе — это квинтэссенция фондового рынка.
Самый объемный и ликвидный американский фондовый рынок, а с ним коррелируют все остальные развивающиеся рынки. Многие инвестируют только в американский рынок, а на другие и вовсе не обращают внимания.
Моя философия такая: если у тебя есть какое-то преимущество, например, ты бразилец и хорошо разбираешься в бразильском рынке, тогда стоит инвестировать в бразильский рынок, но если ты для него иностранец, то не стоит идти за хайповыми темами, без понимания и знаний.
Читайте также: Не стоит проверять стоимость «своих» акций ежеминутно и читать много новостей
Мы не баффеты, чтобы 30 или 50 лет переигрывать S&P500
Основатель инвестиционной компании Vanguard и автор индексного инвестирования Джек Богл всю свою сознательную жизнь агитировал частного инвестора абстрагироваться от отдельных компаний и покупать широкий рынок.
В Чикагской бизнес-школе, где я учился, придумали теорию эффективного рынка. Согласно ей, вся доступная информация уже содержится в цене, человек не в состоянии угадать время и в долгосрочной перспективе получить сверхдоходность по отношению к индексу, даже используя такие инструменты, как технический и фундаментальный анализ.
Есть такое понятие как возврат к средней доходности: в какой-то момент ты переигрываешь рынок и по графику поднимаешься вверх, потом происходит что-то нехорошее — и ты опускаешься ниже. В итоге, в лучшем случае зарабатывается средняя доходность, но с гораздо большей волатильностью и, как следствие, — потраченными нервами.
Но можно взять широкий индекс S&P500 либо инвестировать деньги в индекс технологических компаний NASDAQ 100. Это было бы менее рискованно, чем покупать по отдельности FAAMG. Кроме того, в таких индексах есть маленькие компании, которые могут больше вырасти.
Я бы не отбрасывал простое зарабатывание средней доходности. Как показывают исследования, результаты большинства рядовых инвесторов гораздо ниже доходности индекса.
Читайте также: 20% вложений агрессивного инвестора могут быть провальными
Какую инвестстратегию выбрать
Глобально есть две стратегии инвестирования — growth и value. Последней придерживался Уоррен Баффет и его учитель Бенджамин Грэм. Она подразумевает, что во главе всего ст0авится соотношение потенциальной и текущей стоимости компании.
Как правило, выбор падает на недооцененные компании с хорошей рыночной позицией и прибылью. Например, внутренняя (справедливая) стоимость акции компании — $150, а рыночная — $100. Со временем происходит движение к справедливой стоимости — и инвестор на этом зарабатывает.
Подобная ситуация была с авиалиниями. Но здесь Баффет как раз сделал ошибку. В прошлом году на момент кризиса у него были акции четырех авиакомпаний. Он посчитал, что из-за пандемии дела компаний будут плохи и уже не восстановятся, и решил продать акции с убытком. Однако это была временная ситуация — акции, которые были в упадке, вернули свою справедливую стоимость. Удивительно, но самый великий инвестор мира тоже совершает такие ошибки.
Цена бумаги почти всегда возвращается к фундаменталу. Если начертить график прибыли на акции и цены, в идеале они должны друг с другом коррелировать.
Если они отходят друг от друга, например, компания за несколько лет показала только 50% роста прибыли на акцию, а цена акций выросла на 100%, получается довольно опасная ситуация. По фундаменталу цена компании должна упасть.
Вторая стратегия — инвестиции в рост, на которых построена индустрия венчурных инвестиций. То есть у компании нет прибыли, но она со временем начинает находить свою бизнес-модель и показывать рост. Хотя в моменте соотношение цены акции и прибыли может быть «в минусе».
Как это работает? Инвесторы смотрят на несколько лет вперед — какой рынок будет в этой компании. Например, тот же Facebook выходил на рынок с высоким мультипликатором p/e. То есть он тогда еще не заработал той прибыли, которая оправдала бы его оценку, но у него была очень большая база пользователей и дальнейший потенциал роста и монетизации. В итоге, если бы инвестор в 2013 году купил их акции, то в 14 раз увеличил бы свои вложения к 2021 году (или в среднем заработал бы 46% годовых).
Поскольку я делаю частные инвестиции в технологичные компании и стартапы, то мне близка эта тема, поэтому я достаточно толерантен к риску. Но я понимаю, что далеко не всем подойдет такой стиль инвестирования. Кто-то желает иметь постоянный стабильный доход и меньше беспокоиться, кто-то хочет больше рискнуть, терпеть волатильность и заработать больше.
Читайте также: То же самое, что валюта под матрасом, только на фондовом рынке
Не нужно стремиться набрать больше 15 позиций
Моя стратегия — это выбор перспективных направлений, которые будут актуальны несколько лет и покажут рост, даже несмотря на временные просадки. Вопрос только в горизонте инвестирования и толерантности к риску.
Ориентируюсь на технологические компании. Если взять даже американский индекс S&P500, то по доле каждого из его 11 секторов видно, что традиционные области начинают уступать технологическим. Доля в индексе таких отраслей, как энергетика, традиционные финансы, основные материалы за последние 5 лет упала на несколько процентов.
Я пришел к выводу, что лучше концентрироваться на каких-то вещах, которые тебе ближе и в которых ты в состоянии поглубже разобраться. Обычный инвестор может эффективно следить лишь за ограниченным количеством компаний или какими-то отдельными темами. Ты не можешь сесть в инвестицию и ничего не делать. По классике, нужно отслеживать фундаментальные показатели компаний. Поэтому, когда у тебя 30 позиций, смотреть, как идут дела у такого числа компаний, гораздо сложнее.
В то же время, по классической теории, нужно диверсифицировать инвестиционный портфель, чтобы минимизировать риски. Но, по моему личному опыту, не нужно стремиться набрать больше 15 позиций (хотя важно диверсифицировать их по отраслям). Дальнейшее добавление имен не сильно уменьшает риск. Главное, если берешь акции отдельных компаний, желательно разобраться в области, где они оперируют, их месте на этом рынке и перспективах развития.
Читайте также: Топ-10 брокеров, с помощью которых можно купить акции на иностранных фондовых биржах
Главное — не поддаваться синдрому упущенной выгоды
Сегодня проблема в том, что фондовый рынок переполнен дешевыми деньгами и очень высоко оценен. Всем известные крупнейшие компании Facebook, Apple, Amazon и другие, которые доминируют в индексе, также высоко оценены. Когда капитализация компаний в районе триллиона долларов и больше, показывать существенный рост особых перспектив нет, а рисков довольно много.
Понятно, что эти компании имеют монопольное или олигопольное положение на рынке. Любая компания из этого списка имеет огромную клиентскую базу и сильные рыночные позиции, но если рост дохода и прибыли у Google или Facebook еще приличный (10−20%), то у Apple — совсем небольшой, и в основном увеличение ее капитализации происходит за счет так называемого multiple expansion — увеличения мультипликатора p/e из-за перехода к модели подписок и, как следствие, более стабильного дохода, что выше оценивается рынком, чем прежние модели заработка.
И даже хороший рост дохода не означает прибыль. Нужно еще смотреть, не слишком ли высоки мультипликаторы, использующиеся инвесторами для оценки компаний и сравнения с аналогами. Один из самых важных мультипликаторов, который смотрят все инвесторы, — это соотношение цены акции с прибылью на акцию — Price-to-earnings ratio, P/E.
Сейчас рынок очень переполнен деньгами, поэтому в какой-то степени неэффективен и сильно завышает справедливые цены. Важно не поддаваться эффекту FOMO (fear of missing out) — cиндрому упущенной выгоды. Только что-то начинает расти — и все быстрее хотят впрыгнуть в этот вагон и поучаствовать в этом росте.
Инвесторы руководятся стадным чувством — и это очень опасно. Наоборот, когда идет кризис, это время возможностей, но и страхов гораздо больше, поэтому далеко не каждый готов инвестировать в этот момент, поскольку есть опасение продолжения падения.
Я состою в группе на фейсбуке First Kyiv Investment Club. В разгар кризиса, в марте 2020 года, там постоянно писали, что все обвалится. Очень мало было тех, кто верил, что акции вернут былую стоимость или даже вырастут по отношению к докризисным ценам.
Когда все растет, все думают, что будет расти и дальше, когда падает — думают, что падение будет еще больше. Но тот, кто нашел в себе смелость купить индекс в конце марта прошлого года, заработал на данный момент в районе 70%.
Читайте также: Кто и как зарабатывает в Украине больше 7% годовых в валюте
Чему меня научило последнее падение акций
Сейчас я перешел от инвестиций в индивидуальные бумаги к тематическим ETF. Если в какой-то теме подходящих нет, например, меня не устраивает набор компаний внутри фонда, тогда беру акции по отдельности.
Инвестирование в ETF имеет свои минусы, потому что внутри фонда лежат те же самые бумаги, у которых есть определенная ликвидность. Единственное, что ты диверсифицируешься по количеству. Но если внутри много неликвидных быстрорастущих компаний, когда происходит массовая продажа их акций, инвестор может продать ETF по гораздо меньшей цене, чем покупал.
Чему меня научило последнее падение акций? Это рискованно. Надо понимать, что когда ты поймал волну, дальше с нее нужно либо спрыгивать, либо же держать долго, но быть готовым к волатильности. Однозначного ответа нет, потому что никто не знает, сколько времени нужно, чтобы акции выросли в цене, и не последует ли очередное падение рынка.
Сейчас рынок достаточно нездоров. На нем появилось очень много участников-непрофессионалов. И он превращается немного в казино.
Очень опасно инвестировать на гребне волны, когда уже рынок перегрет. В 2020 году рынок был крайне волатильным и диким. Таким его никогда не видели на Уолл-стрит. Есть индекс, который измеряет волатильность, и он до сих пор в два раза выше нормы. Это как человек с повышенной температурой, к примеру.
Мы можем бесконечно говорить о правильности выбора и доходности той или иной акции, но когда рынок не здоров, то никто не застрахован от потерь, так как все секторы на рынке в той или иной степени коррелируются между собой.
По классике риск — это степень волатильности того или иного актива. Но в действительности все немного иначе. Для меня риск — это вероятность потери капитала в целом. И тогда стоит вопрос уже в сфере психологии — насколько ты толерантен к волатильности и насколько веришь в то направление, которое выбрал, способен ли ты терпеть «просадки», которые неизбежны.
Всегда нужно смотреть, есть ли у тебя сейчас запас по прочности на случай непредвиденных обстоятельств. Чтобы минимизировать риск, остается только получше диверсифицироваться. Если человек увлекается погоней за высокой доходностью, он берет на себя риск повыше. Моя рекомендация любому инвестору — не стремиться переиграть рынок, потому что это иллюзорная гонка.