О том, как и почему изменилась структура портфеля

Мне 34 года. Большую часть жизни прожил в Европе, учился в Германии и США. В инвестициях уже лет 16. Сначала это было хобби, потом стало профессией, а теперь вокруг этого построен и мой бизнес — инвестиционный youtube-канал и крупнейший украинский клуб для частных инвесторов.

Сейчас я full-time инвестор: занимаюсь только вопросами поиска инвестиционно привлекательных возможностей, их разбором и собственно инвестициями в них. Мы делаем это вместе с бизнес-партнером Александром Тихомировым и собираем положительные отзывы УкрИнвестКлуба.

До конца 2019 года мой инвестиционный портфель состоял на 80% из криптовалют. Но он очень динамично меняется в зависимости от того, что мне интересно. Сейчас направил свое внимание на украинский реальный сектор и финансирование малого бизнеса.

За последние полтора года сделал больше 40 разных локальных сделок — инвестиции в недвижимость, машины, кредитные организации, ценные бумаги, криптовалюты и прочее. Проблемными оказались где-то 10−12, которые привели либо к убытку, либо недополученной прибыли, либо стоили много нервов и вовлечения.

Если вы агрессивный инвестор, каждая пятая инвестиция может быть провальной. Я был очень активным и высокорисковым инвестором, но постепенно становлюсь все спокойнее. Сейчас стараюсь не идти в инструменты со сверх доходностью и сверх рисками. Если раньше у меня в этой зоне было 90% портфеля, то сейчас где-то 50%.

Вообще высокорисковые инвестиции не должны превышать 20% портфеля инвестора. Все остальное — более консервативные инвестиции с доходностью условно до 30% годовых.

О самой рисковой инвестиции

Самой рисковой своей инвестицией я считаю займы под честное слово — вроде инвестиции в человека. У меня было две истории, которые закончились абсолютно разными результатами.

Было два основателя бизнес-идей, которые не имели на тот момент никаких серьезных активов. Один парень, если упростить, украл деньги и эта инвестиция для меня была потеряна. Здесь мы испытали все прелести украинской законодательной системы. Поскольку даже нотариальный договор не помогает, если человек не имеет никаких официальных активов.

А второй парень на одолженные $25 тыс. за год выстроил компанию, которая организовывает ивенты для айтишников в Европе и сегодня стоит уже несколько миллионов. В этом проекте за год мы получили где-то 90% чистой прибыли на вложенный капитал.

Займ давали на год с пролонгацией. Договорились так: первые три месяца — без погашения, следующие три месяца — по усмотрению собственника, как будет складываться ситуация. В частности, как только модель опробовала себя в Берлине и Амстердаме и бизнесмен решил ее масштабировать, случился локдаун. И только с новой попытки проект взлетел уже в онлайн-формате.

Пока искал, кому одолжить деньги, прошерстил все инвестиционные чаты, профильные порталы startup.ua и BePartner. Разбрасывал объявления, что ищу перспективные проекты реального сектора, просто в группах на фейсбуке и даже на оlx.ua смотрел интересные предложения.

Парень, который построил компанию на наши деньги, пришел из сообщества предпринимателей «Бизнес Молодость». В Киеве с 2017 по 2019 год периодически были инвестиционные встречи, которые проводил Алекс Бонд. Я тоже ходил, знакомился с инвесторами, слушал презентации. По опыту, лучше всего работает нетворкинг. Но от рисков здесь никуда не уйти.

Читайте также: Куда лучше инвестировать в 2021 году

Например, в конце 2019 года познакомились с компанией, которая печатает фотографии. У нее тоже была хорошая бизнес-модель, основатель жил этим проектом. Нашли его объявление на olx.ua. Мы все изучили и профинансировали около $100 тыс. в покупку оборудования.

Сначала все работало и приносило хорошую прибыль — 10% от стоимости оборудования в месяц, которые мы делили пополам. Казалось, что в результате выйдем на 60% годовых. Но это была однозначно высокорисковая инвестиция, залогом выступало само оборудование.

Все летело, пока в момент локдауна собственник бизнеса не начал вести себя странно. В итоге он пропал, мы остались со своим оборудованием, а арендодатель — с невыплаченной арендой. Продать оборудование сейчас можно где-то за $20 тыс.

Где заработали и где потеряли на автобизнесе

Как-то мы с партнером Александром Тихомировым, сооснователем УкрИнвестКлуба, через общих знакомых нашли ребят, которые пригоняют машины из США. Сами в этом не разбирались, но решили попробовать пригонять люксовые внедорожники.

Поскольку был большой спрос на электротягу, начали с гибрида BMW X5. Мы составили смету. Ребята подобрали нам машину и купили ее на аукционе за $27 тыс. Буквально с первого же дня начались приключения. Сперва мы никак не могли перечислить деньги на покупку авто в Америку из-за финмониторинга. В итоге удалось провести платежи по частям.

Спустя какое-то время машина пришла в порт Одессы. Но из-за проверок на таможне она задержалась там на целый месяц. Машину таки вытащили и перевезли в Киев, но здесь ее не смогли забрать с таможенного склада, потому что брокер, который это делал, потерял лицензию.

Пришлось заново растамаживать. Это сделали неправильно — оформили как авто на бензине, а на самом деле это подзаряжаемый гибрид. Растаможку опять аннулировали. Когда все-таки машину забрали со склада, уже начала насчитываться пеня за превышение сроков пребывания на таможенном складе. История закончилась тем, что на эту машину насчитали около $10 тыс. штрафов за то, что подрядчики ее неправильно растамаживали.

Вся эта эпопея должна была продлиться максимум 4−6 месяцев, но тянулась больше года. Машина до сих пор не продана и обошлась нам вместо $40 тыс. где-то $55 тыс. Сегодня ее на рынке можно продать в лучшем случае за $45 тыс. То есть, мы не только не заработали, а еще и потеряли.

Изначально мы рассчитывали продать BMW X5 за $55−60 тыс. При перегоне машины из-за границы к стоимости авто добавляется растаможка, ремонты, сертификация, постановка на учет. Когда мы проанализировали сделку, то поняли, что нас пытались обмануть практически на всех этапах.

Во-первых, нам занизили прогноз стоимости растаможки и, наоборот, повысили прогнозную цену, по которой ее можно будет продать. Во-вторых, мы не договорились четко о зонах ответственности, сроках и не назначили штрафов, что обязательно нужно прописывать в договоре.

В-третьих, мы связались с управляющей компанией, которая не является системно налаженной. Проблемы на таможне, в первую очередь, произошли из-за неопытности или невнимательности подрядчика, который три раза подряд «промахнулся» с оформлением авто.

Самое примитивное правило для инвестора — работать с теми управляющими компаниями, которые делали то, во что хочешь вложить деньги, хотя бы несколько раз в месяц в течение двух-трех лет. Если работаешь с управляющей компанией, она должна нести риски вместе с тобой. Не менее важно четко договориться, что будет, если финансовые гарантии или прогнозы компании не будут соблюдены.

Читайте также: Вложили около $400 в автопром: объясняем свой выбор

Зато мы с Александром Тихомировым в прошлом году заработали на инвестициях в такси. Взяли такую маленькую и бюджетную Kia Ceed 2008 года. Она обошлась нам где-то $6,6 тыс. и принесла чистыми немного больше 26% годовых в валюте.

Эта win-win модель, потому что инвестор получает заранее оговоренные регулярные платежи и в то же время владеет машиной, то есть, защищен от изменений решения со стороны водителя. А водителю это выгоднее, чем просто арендовать машину, потому что он пользуется этим авто практически за те же деньги, но оно постепенно переходит в его собственность.

За ремонты и обслуживание автомобиля, а также риски в виде ДТП несет ответственность водитель, которому принадлежит машина. Во-первых, он ездит на ней аккуратнее, чем на арендованной. Во-вторых, он следит за ее состоянием, поскольку желает, чтобы она максимально долго прослужила.

Мы со своей стороны требовали GPS-трекер, чтобы точно знать, где находится машина, ограничение пробега в 250 км/день, чтобы авто не «убивалось», и обязательное полное страхование КАСКО. Также мы взяли дополнительное обязательство со стороны управляющей компании: если с машиной происходит не страховой случай, например, тонет в реке или ее угоняет водитель, компания возмещает нам весь убыток.

Все это прописано в договоре аренды с правом выкупа, который инвестор заключает с управляющей компанией. В нем также есть условия, когда инвестор может разорвать договор в одностороннем порядке, например, просрочка платежа, не выход на техобслуживание, отказ предоставить машину для осмотра и контроля, пробег более 250 км/день, езда в нетрезвом виде и т. д. Если договор разрывается, управляющая компания находит другого водителя.

Сделка по классической модели авто под выкуп заключается на два года, поскольку таксист не может выкупить машину за год — это очень высокая нагрузка для него. В первый год возвращаются почти все деньги, которые вложил инвестор (около 75%), а во второй год он получает еще немного прибыли.

Есть несколько моделей, как можно инвестировать в авто под такси. Самая простая — инвестор покупает автомобиль, сдает его в аренду таксисту и получает за это, например, 500 грн в день или 15 тыс. грн в месяц. Но здесь невозможно переложить всю ответственность за риски на водителя, который просто арендует авто. Иначе он просто найдет себе другой вариант. Например, никто не возьмет в аренду неисправный автомобиль, поэтому придется оплачивать все ремонты из своего кармана.

Другая модель — такси в рейс. Управляющая компания находит водителя, садит его на вашу машину и контролирует его. Из прибыли, которую заработает водитель на авто инвестора, вычитаются текущие ремонты и прочее. После этого она делится между водителем и инвестором. В ней риски можно частично переложить на водителя, но все равно инвестор не застрахован от разных непредсказуемых вариантов.

Я работал только в формате лизинга. Покупал автомобиль и в этот же день продавал его в рассрочку водителю по заранее известной цене и графику платежей, с пониманием, что с самого первого дня это машина водителя и любые ее проблемы решает он.

Чтобы это работало, дополнительно включаем в эту схему управляющую компанию, чья задача — найти водителя, контролировать его и техническое состояние машины, страховать авто, проверять, как ездит на нем водитель и т. д. Только благодаря многим элементам контроля можно почувствовать себя безопасно и самому не нести риски. Но в этой модели нет космической доходности, в среднем инвестор получит 20% годовых.

Подводные камни инвестиций в машины под такси — большинство управляющих компаний дают нечестные прогнозы о стоимости обслуживания, износу автомобиля и прибыли инвестора. Нельзя доверять свои деньги кому попало и тем сказкам, которые рассказывают управляющие.

А компании рассказывают так: вы покупаете за $10 тыс. машину, она приносит 40% годовых за счет прибыли от такси и вы получите примерно 10% затрат ежегодно — на КАСКО, текущие ремонты. Человек зажигается, потому что он видит цифру 30% годовых и отдает деньги в управление.

Но инвестору не рассказывают, что периодически бывает простой и автомобиль не выходит в рейс, что придется оплатить все текущие ремонты, страхование КАСКО и ОСАГО, что авто может потерять за год 10−20% своей стоимости из-за бешеного километража, поскольку такси наезжает по 6−7 тыс. км/месяц и «убивается» на дорогах. В результате оказывается, что машина приносит только 5−10% годовых.

Также инвесторы часто недооценивают риски, с которыми имеют дело, например, как часто случается пьяная езда, нестраховые ДТП и прочее. Если инвестор не профессионал в том активе, в который инвестирует, всегда имеет смысл привлекать управляющую компанию, которая возьмет на себя ответственность хотя бы за часть рисков.

Используя финансовые инструменты (депозиты, акции, облигации), человек в принципе может самостоятельно принимать все более правильные решения с накоплением опыта. Но в реальном секторе нет простых бизнесов, которые приносят хорошую доходность. Все бизнесы сложные, поэтому инвестору быстро самому не разобраться — ни в такси, ни в посуточной аренде квартир, ни в чем-то другом. Если инвестор не готов уделять этому время, желая оставаться пассивным, ему нужен посредник.

Читайте также: 50% портфеля — «недвига», 40% — займы, остальное — «развлечения»

Три важных правила для инвесторов-новичков

Многие меня знают, как инвестора в криптовалюты. Раньше такие инвестиции занимали почти весь мой портфель, но эта доля постепенно снижалась год за годом. И в какой-то момент я решил: больше не буду трогать биткоины — пускай это будет моя пенсионная программа. Тогда там было около $1 млн.

Но как-то вдруг мне резко захотелось инвестировать в реальный сектор. При этом я верил в крипту и продавать ее не хотел. Потому придумал историю, как сохранить биткоины и одновременно делать инвестиции: положил биткоины в залог, под этот залог взял деньги в долг и пошел их инвестировать. Так я взял кредит на $500 тыс., потому что всегда выдают займ примерно один к двум относительно залога.

Я заключил десятки сделок в реальном секторе: полиграфия, машины из США, топливные талоны и другое. Так я разложил этих полмиллиона долларов — и вдруг в марте 2020 года биткоин неожиданно резко падает.

Мне приходит уведомление от компании, где у меня лежат биткоины в залоге: «Уважаемый Дмитрий, теперь ваши биткоины стоят вдвое дешевле и мы не можем спать спокойно, потому что вы нам полмиллиона должны, и, если биткоин упадет еще сильнее, мы не сможем покрыть свои убытки, поэтому вы или добавьте нам больше залога или продавайте свои биткоины».

А мне уже элементарно негде взять деньги, потому что у меня кеша нету — только машины, квадратные метры, талоны, займы, полиграфия, кофейное оборудование и другие бизнесы. Тем временем биткоин продолжает падать — это уже был вопрос нескольких часов.

Я получаю новое уведомление: «Дмитрий, большое вам спасибо, мы ваши биткоины продали, благополучно покрыли ваш долг и завершили сделку». Посмотрел статистику: мои биткоины продали по $5,5 тыс., сейчас же криптовалюта стоит почти в 10 раз дороже. На самом деле то было всего лишь временное падение — одна свеча вниз, а потом биткоин вернулся на позицию и опять растет.

Тогда я подумал, зачем нужны все мои инвестиции в этот реальный сектор и все, что мы построили, если можно было весь год ничего не делать и чувствовать себя на несколько миллионов долларов лучше? Большинство инвестиций в реальный сектор были таки неудачными, на них я набивал шишки, там меня больше всего обманывали и прочее.

Но именно это позволило нам построить то самое множество правил для начинающих инвесторов, чтобы они не потеряли деньги. Самые важные:

  1. Не инвестировать ни во что, пока ты досконально не понимаешь, как это работает. Нужно понимать весь круг следования денег — куда они идут, кем управляются, кто на каких этапах ответственен за их сохранность, куда эти деньги потом денутся, на что будут потрачены, как приведут к прибыли и как инвестор защищен на всем этом пути. Лучше не лезть в черный ящик, где наверняка будет проблема.

  2. Если вы неопытный инвестор и не имеете своей защитной инфраструктуры, то нельзя инвестировать на доверии, то есть, по обещанию какой-нибудь инвестиционной компании. Нельзя считать, что защищен, если что-то прописано в договоре. Обещания и договоры в Украине вообще ничего не стоят.

  3. Начинающему инвестору стоит инвестировать деньги во что-то, где он получает в собственность, под контроль или под залог понятный и твердый актив. То есть, он имеет ценность для всех, а не только для инвестора или управляющего компанией, его ценообразование общеизвестно, его можно самостоятельно оценить, хранить, управлять им или продать. Например, автомобиль или квартира. А вот интеллектуальные права или экзотические финансовые инструменты для неопытного инвестора — плохой актив.

Поэтому рекомендую не лезть в то, где нет твердого актива и хороших консультантов в этой теме, не лезть в то, чего не понимаешь и на что не хватает времени. Потому что даже купленная квартира, которую человек хочет сам сдавать в аренду, забирает кучу времени. Особенно, если это смарт, где жильцы меняются каждых полгода, а то и чаще. Нужно идти только туда, где готов смириться с рисками.

В Украине действительно есть хорошая доходность, но как только она выходит за рамки 15−25% годовых, это превращается в сделки, сопряженные с высоким риском. И этот риск для обывателя не всегда понятен. Инвестировать нужно только тогда, когда инвестор окончательно просчитал для себя все риски и точно готов идти на них.

Читайте также: О самой удачной спекуляции с «эфиром» и провале с призм

Для меня сегодня есть одна криптовалюта — биткоин

В конце 2016 года я принял для себя решение остаться только в теме блокчейна и криптовалюты. Все остальные направления бизнеса и инвестиций закрыл. В 2017 году я публично стал рассказывать о своих инвестициях в криптовалюту на аудиторию 300−400 тыс. подписчиков. У нас была большая компания, которая обучала этой тематике — Криптонет.

Весь 2017 год я инвестировал все деньги в крипту. Доходности были сумасшедшие при любой стратегии. Я инвестировал и в большие монеты с высокой капитализацией (на то время в топ-10 были биткоин, эфир, дэш, рипл и другие), и в никому неизвестные монеты с очень маленькой капитализацией. У меня даже был отдельный портфель шиткоинов — 100 откровенно плохих монет, чьих названий даже не вспомнят, я видел в них потенциал и продавал на пике.

Но в 2018—2019 году все изменилось: все криптовалюты упали в цене, никакие стратегии не работали, все приносило убытки. Там был миллион как удачных, так и не удачных кейсов. И я даже не могу посчитать для себя, заработал ли я в крипте или потерял. Просто потому, что все время ее покупал и продавал, используя каждую копейку, чтобы затариться криптой, искал моменты, когда можно поспекулировать.

Самой неудачной инвестицией для меня стал Endor. Я был очень уверен в этом проекте, рекомендовал его внутри нашего сообщества Криптонет. Количество денег, которые инвесторы были готовы вложить в проект, было в 10 раз больше, чем количество денег, которые компания должна была привлечь. Успех был феноменальным по всем параметрам, но что-то пошло не так. Стоимость монеты этой компании от всех денег, которые мы проинвестировали, упала в 25−30 раз.

Есть и другая история. В 2018 году мы проинвестировали в проект Noia. Фундаментально обоснованный проект, который не мог запуститься больше двух лет и не выдавал нам свои токены. Но в 2020 году нам все-таки выдали токены проекта. На тот момент они не стоили серьезных денег. Я думал, что это очередная инвестиция, которая ни к чему не привела.

Однако с тех пор эти токены выросли в 40 раз. По сути, одна эта инвестиция перекрыла десятки плохих, когда компании обанкротились. Тогда проинвестировали около $600 тыс. Но это были не только мои деньги, но и сотен участников моего бизнес-сообщества. Большинство из них вышли из инвестиции намного раньше.

Я иногда фантазирую. В 2011 году я продал 2 тыс. биткоинов по $8. А сегодня это было бы около $100 млн. Но, пройдя этот путь, я понимаю, что не было никакого шанса сохранить эти биткоины, разве что потерять ключ доступа. За это время обанкротились криптовалютные биржи, где лежали мои деньги, активно воровали электронные кошельки и т. д.

Читайте также: Инвестиции «Минфина» в криптовалюту: держать или продать

Сейчас не держу деньги в криптовалюте, но у меня есть крупные позиции в нескольких криптовалютных фондах. Например, CryptoBazar, Hyperion и Crypto20. А мои биткоины превратились в BMW X5 гибрид, квадратные метры Orange City, займы бизнесу.

Для меня сегодня есть одна криптовалюта — биткоин. Потому что я с 2010 года достаточно накатался на этих американских горках в периоды шальных инвестиций в 10 проектов каждый месяц, 80% из которых превратились просто в ноль. Моя карьера криптовалютного инвестора закончилась где-то в конце 2018 года и я закрыл свой бизнес, связанный с этим.

Вся индустрия криптовалют сверх волатильная и манипулятивная. Поэтому стратегия может быть какая угодно, но предсказать ее результаты никто не может. Вот почему многие просто берут биткоин или какие-то монеты наугад и часто стараются забыть о них на несколько лет. Главное правило для инвестиций в криптовалюту — нельзя вкладывать деньги на короткий срок, поскольку в этом случае цена может вырасти только случайно.