Главный эксперт Совета НБУ Виталий Шапран прокомментировал «The Page» инвестирование средств в активы с высоким уровнем ликвидности и возможные угрозы для кредитования.

По состоянию на 1 июля 2019 года вложения банков в ОВГЗ составляли примерно 350 млрд грн, из них 306,8 млрд грн (или 87,58%) приходилось на госбанки. Большая часть ОВГЗ в портфелях госбанков появилась в ходе рекапитализации от Минфина.

В портфеле ПриватБанка по состоянию на 01.07.2019 года находились рекапитализационные ОВГЗ на сумму 150,54 млрд грн, то есть чуть меньше половины от всего портфеля госбанков. Кроме того, госбанкам нужны ОВГЗ в иностранной валюте для балансировки своей валютной позиции.

По мнению Виталия Шапрана, на кредиты можно направить не более 40 млрд грн из стоимости портфеля ОВГЗ госбанков. Быстрая монетизация ОВГЗ может привести к росту доходности ОВГЗ на вторичном рынке и переносу этого эффекта на первичный рынок, на котором формируется стоимость части государственного долга.

Эксперт утверждает, что процесс монетизации ОВГЗ в нашей стране уже понемногу происходит. С начала года общая сумма вложений банков в ОВГЗ снизилась на 7,4%, а государственных банков — на 9,4%.

За первое полугодие 2019 года вложения банков в ОВГЗ снизились на 28 млрд грн. Так постепенно процесс уменьшения вложений банков в государственные ценные бумаги набирает обороты.

По состоянию на 1 июля 2019 года в собственности банков находилось депозитных сертификатов НБУ на сумму 45,46 млрд грн. При этом вложения банков в депозитные сертификаты НБУ происходили динамично под влиянием сезонности. С начала 2019 года вложения банков в депозитные сертификаты НБУ упали на 26,77% или на 16,616 млрд грн.

Банкам, которые занимаются торговым финансированием или краткосрочным кредитованием торговых компаний, нужен доходный инструмент, куда можно срочно вложить свободные средства.

Виталий Шапран считает, что в банковской среде депозитные сертификаты воспринимают как инструмент управления ликвидностью, поскольку депсертификаты НБУ более ликвидны, чем ОВГЗ.

Последние полгода доходность по ОВГЗ колебалась на уровне 16-18% годовых, а по депсертификатам НБУ — на уровне 14-16%.

Во-первых, сумма ликвидности, которая может быть направлена ​​банками в кредитный портфель, незначительна. Во-вторых, доходность, которую показывают депозитные сертификаты НБУ и ОВГЗ, ниже, чем номинальная доходность, которая доступна банкам на рынках кредитов физическим и юридическим лицам.

Всего с двух пулов банковских вложений (в ОВГЗ и ДС НБУ) в кредитный портфель могло бы быть направлено не более 50 млрд грн, то есть это меньше 5% брутто-портфеля кредитов физическим и юридическим лицам.

Стоит отметить, что для физических лиц рыночная эффективная процентная ставка по кредитам колеблется на уровне 30-120%. Для юридических лиц уровень эффективной ставки колеблется на уровне 17-35% годовых.

Банкиры при кредитовании клиента, как правило, могли рассчитывать на дополнительные заработки от кросс-продаж, от расчетно-кассового обслуживания, от зарплатных проектов.

ДС НБУ вообще используются как инструмент управления ликвидностью, а ОВГЗ — это либо «вынужденные инвестиции», или временная теплая гавань для того, чтобы «переждать шторм».

По мнению эксперта, инвестиции в ОВГЗ и ДС НБУ в среде банкиров сегодня не рассматриваются как «активные инвестиции». И они не являются барьером для развития кредитования бизнеса и населения.