Так ли это на самом деле? Об этом – в статье для «Минфина» рассказал заместитель директора-распорядителя Фонда гарантирования вкладов физлиц Андрей Оленчик.
С 2014 года в Фонд гарантирования вкладов начали один за одним приходить банки, которые НБУ признал неплатежеспособными. Уже тогда стало очевидным, что к банкротству большинство из них пришло не только в силу известных объективных факторов — внешней военной агрессии, потери части территории государства, общего экономического спада и т.п. Для многих банков стал нокаутирующим «удар изнутри» – многомиллиардные кражи активов самими владельцами и руководителями.
Оценить масштабы опустошений можно, например, по следующим данным: в отдельных банках количество безнадежных кредитов, выданных без обеспечения связанным лицам и т.п. — достигала 98% кредитного портфеля. Следовательно, на данный момент рыночная стоимость активов всех банков в управлении Фонда не достигает и 18% от балансовой, которую сами они отражали в своей отчетности.
Добавьте к этому дальнейшие выводы активов через суды, через внесение записей в госреестры, а еще – решения судов о неправомерности ликвидации того или иного банка, и получите исчерпывающее представление о ситуации, в которой кредиторы годами тщетно ждут своих денег.
Над решением этой проблемы Фонд гарантирования вкладов работает не первый год, прежде всего, в правовой плоскости, а также через официальные обращения к руководству государства, публичные заявления и законодательные инициативы. В частности, в настоящее время нами подано около 5,5 тысяч заявлений об уголовных правонарушениях, связанных с выводом активов на более 400 млрд грн. Среди них – 427 заявлений относительно действий лиц, связанных с неплатежеспособными банками, на 203,6 млрд грн. Параллельно Фондом предъявлены гражданские иски почти к 600 связанным лицам на общую сумму 66,4 млрд грн. Всего на сегодня юридическими службами Фонда и неплатежеспособных банков ведется 44,9 тыс. судебных процессов почти на 193 млрд грн.
Однако по тысячам поданных нами заявлений об уголовном правонарушении до суда дошло чуть больше 30 производств, из которых лишь по 12 вынесены обвинительные приговоры на общую сумму… меньше 415 тыс грн. А с более 75,6 тысяч исполнительных производств почти на 153 млрд грн, которые были переданы в органы государственной исполнительной службы по принятым решениям судов, реальное поступление средств колеблется в пределах статистической погрешности.
Для нас давно является очевидным фактом, что проблему необходимо решать комплексно.
Как именно?
Во-первых, существенно усилить механизм ответственности акционеров за убытки, причиненные их деятельностью банку и его кредиторам. Нами подготовлены соответствующие изменения в Закон о системе гарантирования вкладов, согласно которым каждый собственник банка ВСЕМ СВОИМ ИМУЩЕСТВОМ будет нести ответственность перед вкладчиками и остальными кредиторами. Эти изменения, которые, надеемся, будут внесены в законодательство, позволят возвращать выведенные деньги не только в случае банкротства банков в будущем, но и действовать в отношении тех собственников, которые уже довели свои банки до неплатежеспособности. Тогда вероятность возврата средств вкладчикам 200+ существенно вырастет, и станет невозможной ситуация, когда клиенты банка, по сути, «сбрасываются» на комфортную жизнь владельца, а тот, лишив их денег и передав Фонду пустой банк и все свои обязательства, дальше спокойно наслаждается жизнью.
Вторая принципиальная новация – внедрение механизмов, которые позволят предотвращать банкротство банка на этапе, когда тот еще находится под контролем НБУ. Украина сейчас работает над приведением своего законодательства к соответствующим нормам европейского законодательства, в частности, готовится к внедрению Директивы 2014/59/ЕС о восстановлении платежеспособности и урегулировании неплатежеспособности банков.
По этим нормам НБУ приобретает и будет обязан применять механизмы предотвращения развития проблем в банке на более ранней стадии их возникновения. В частности, получает возможность:
1) требовать от банка замены руководителей на высшем уровне, которые не в состоянии или не имеют намерений обеспечить эффективное управление банком;
2) взять на себя ответственность за управление банком в целом или отдельными его направлениями и назначить в банк своих представителей.
Фонд, со своей стороны, получает возможность:
1) отслеживать состояние качества активов и состояние выполнения банком обязательств перед вкладчиками и кредиторами еще до момента возникновения проблем в деятельности банка;
2) заблаговременно принять меры по сохранению качества активов и своевременного исполнения обязательств, принять на себя ответственность за деятельность банка перед вкладчиками и кредиторами в случае ухудшения финансового состояния в банке;
3) самостоятельно предъявлять к банку требования, которые позволят обеспечить эффективность мер по проведенной успешной процедуре выведения банка с рынка
И главное — Фонд получает возможность осуществлять выведение банка с рынка без привлечения средств налогоплательщиков!
После внедрения этих новаций урегулирование неплатежеспособности банков в будущем станет максимально безболезненным для потребителей их услуг. И банкротство банков будет ложиться на плечи их владельцев, а не налогоплательщиков.