Ключевым элементом пакета является запрет на предоставление на территории ЕС услуг по перевалке российского сжиженного природного газа, предназначенного для транспортировки в третьи страны.
Запрет также распространяется на вспомогательные услуги. Такой шаг должен существенно ограничить рф в доступе к мировым рынкам, уменьшить ее прибыль от продажи энергоносителей и лишить источников финансирования войны против Украины.
Пакет также включает запрет на продажу или передачу украинских культурных ценностей, направленный на сохранение культурного наследия Украины и предотвращение незаконного обращения исторических артефактов, в том числе и похищенных на оккупированных территориях.
Из нового — устанавливается полный запрет на получение финансирования из рф для широкого круга организаций, включая политические партии, фонды, альянсы, неправительственные организации, в том числе аналитические центры, и поставщиков медиа-услуг в ЕС.
Этот запрет охватывает как прямые, так и опосредованные формы финансовой поддержки со стороны рф с целью перекрыть финансирование «марионеточных организаций», распространяющих пророссийские нарративы в ЕС.
Как и ожидалось, значительное внимание в новом пакете санкций ЕС уделено усилению контроля за соблюдением санкций и предотвращением их обхода. Особенно это касается вопроса реэкспорта подсанкционных товаров в рф через третьи страны.
Проблема обхода санкций ЕС через третьи страны
Серьезным вызовом эффективности санкционной политики ЕС стал систематический обход ограничений через третьи государства. Как следствие, в прошлом году в российских ракетах, изготовленных уже после наложения эмбарго на технологии и военные товары, было найдено около 30 иностранных микросхем, в том числе из стран, которые ввели эти санкции. Таким образом, обход этих запретов не только фигурально, но и реально приводит к смертям украинцев.
Более того, в течение января-октября 2023 года рф импортировала товаров военного назначения на сумму $8,77 млрд, тогда как импорт критически важных компонентов достиг $22,23 млрд, несмотря на санкционные запреты.
Это свидетельствует о существовании сложных схем обхода ограничений, как правило через третьи страны — соседей рф, которые готовы наживаться на войне.
Уже с начала полномасштабного вторжения и первых санкционных пакетов ЕС, наблюдается аномальный рост экспорта из стран ЕС в государства, которые не поддерживают ограничения и не вводили санкции против рф, такие как Казахстан, Узбекистан, Грузия, Армения, Турция и другие.
К примеру, поставки из Великобритании в Кыргызстан выросли на более чем 4000%, что свидетельствует об использовании этих стран в качестве транзитных пунктов для последующего реэкспорта в рф.
Это подчеркивает настоятельную потребность в усилении контроля над международными соглашениями и устранении существующих пробелов в санкционной политике ЕС для обеспечения ее эффективности.
Какие решения предлагает 14 пакет санкций ЕС
Важной составляющей нового пакета санкций является расширение так называемого «no Russia clause», что закреплено в статье 12g Регламента. Упомянутое положение направлено на противодействие обходу санкций через третьи страны.
Впервые такая оговорка введена 12-м пакетом санкций. Оно обязывает поставщиков и экспортеров ЕС включать в договоры положения, устанавливающие запрет на реэкспорт товаров и предусматривающие «адекватные средства правовой защиты» в случае нарушения.
Это касается товаров двойного назначения, передовых технологий, товаров, используемых в российских военных системах, найденных на поле боя в Украине, или критически важных для их разработки, авиационных товаров и вооружения.
В 14 пакете установлен запрет и на права интеллектуальной собственности, и коммерческую тайну, которая будет действовать с конца 2024 года.
Теперь операторы ЕС обязаны внедрить механизмы должной осмотрительности, направленные на выявление, оценку и минимизацию рисков реэкспорта товаров в рф. Параллельно государства-члены ЕС внедряют комплексную систему контроля за выполнением новых требований, осуществляя надзор за соблюдением правил и обязательств по предотвращению реэкспорта.
Важно отметить, что ответственность компаний ЕС теперь распространяется и на их дочерние предприятия в третьих странах.
Приведенные санкционные ограничения усиливают принятую в апреле Директиву, которая криминализирует уклонение от санкций.
Читайте также: Вопрос на 680 млрд евро: как остановить доходы россии от нефти и газа
Поэтому запрет реэкспорта определенных опасных товаров в рф является частью системного подхода ЕС к перекрытию путей нарушения санкционных ограничений.
Надлежащий контроль уполномоченных органов за выполнением предостережений по реэкспорту имеет значительный потенциал, особенно ввиду реальной угрозы получить многомиллионный штраф или заключение на несколько лет.