Решение Национального банка запретить небанковским учреждениям демонстрировать курс вне помещения касс вызвало много шуток, и мы понимаем, что для большинства граждан оно может быть не до конца понятно.

Нацбанк ужесточил общие требования к небанковским финансовым учреждениям, осуществляющим торговлю валютными ценностями в наличной форме (обмен валют).

Это и введение требований, касающихся охраны помещений, и дополнительные требования по подаче РРО (регистраторов расчетных операций) в НБУ, и обязательное внедрение видеонаблюдений, а также норма о демонстрации курса валют.

Ужесточение правил связано с тем, что небанковские учреждения, торгующие валютными ценностями, начали искусственно повышать курс в наличном сегменте валютного рынка.

Читайте также: Что сделать, чтобы стабилизировать курс на самом низком уровне

Почему НБУ пошел на такой шаг

Спрос и предложение валюты в безналичном сегменте валютного рынка после установления нового уровня фиксированного курса относительно стабилизировалось.

Большинство операций по покупке валюты в этом сегменте рынка проводится по курсу, который ближе к официальному, чем к верхней границе коридора (официальный +1%). А также то, что НБУ с 21 июля больше покупает валюты, чем продает, — впервые со второй недели марта.

Соответственно, перманентное повышение курса небанковскими учреждениями в наличном сегменте валютного рынка в течение прошлой недели может свидетельствовать о попытке заработка на панических настроениях населения, которые сами и провоцируют повышение курса иногда по несколько раз в день. Именно поэтому НБУ ужесточает надзор за этими учреждениями.

Поэтому запрет для небанковских учреждений демонстрировать курсы валют вне помещений касс является одной из мер в комплексе действий, что будет способствовать уменьшению спекулятивной составляющей на валютном рынке.

В частности, отсутствие табло «на каждом шагу» будет предотвращать агрессивное подталкивание населения к пользованию финансовыми услугами, в которых они могут на самом деле не нуждаться, и, по результатам необдуманного спонтанного пользования которыми, могут нести финансовые потери.

Следовательно, соответствующее решение должно уменьшить влияние психологического фактора на обменный курс, а значит, — способствовать уменьшению колебания на рынке. А комплекс введенных мер будет способствовать более ответственному участию небанковских финансовых учреждений на валютном рынке.

Что показывает европейский опыт

Анализ лучших практик и соответствующего законодательства стран Европейского Союза и Великобритании часто помогает найти решение для урегулирования тех или иных нестандартных ситуаций на финансовом рынке.

Страны Европейского Союза и Великобритания изначально урегулировали проблемы косвенного влияния на курс на уровне Директивы № 2005/29/ЕС Европейского парламента и Совета EC о недобросовестной коммерческой практике в отношении потребителей на внутреннем рынке (Директива о недобросовестной коммерческой практике).

Далее принципы этой Директивы нашли свое отражение в регулировании каждой из стран. Например, в Великобритании была принята Unfair Trading Regulations 2008 (SI 2008/1277), и позже правительство подготовило соответствующие разъяснения для предоставления услуг по обмену валют.

Эти практики полезны для урегулирования сложившейся ситуации на украинском рынке обмена валют.

Читайте также: Не нужно больше играть в «фиксированные» курсы: как остановить падение гривны

Какие права у украинских потребителей

Одной из важных задач НБУ является базовая защита потребителей финансовых услуг. Нечестная рыночная практика, введение в заблуждение, например ложные или обманчивые сообщения или утаивание важной информации, агрессивные торговые практики — это то, что мы увидели со стороны пунктов обмена валют в ответ на изменение фиксированного курса.

Нечестная коммерческая практика наносит ущерб или может нанести ущерб экономическим интересам рядового потребителя, влияя на принятие им решений.

Например, когда потребитель видит, что за день в одной и той же точке продаж стоимость валюты растет по несколько раз, это может быть фактором покупки, даже если такого умысла у потребителя не было.

В небанковских местах обмена валют бывают случаи, когда курсы обмена валют, вывешенные у входа, не совпадают с теми, по которым продавец готов продавать или покупать.

Это происходит в результате очередного изменения курса валют, когда данные на электронном или бумажном табло не успевают заменить — умышленно или случайно. Это также можно считать обманчивой практикой, поскольку потребитель, заинтересованный в валюте, вероятнее всего, решит войти в помещение и обменять валюту, руководствуясь недостоверной информацией.

Основное требование НБУ заключается в том, что указание обменного курса должно быть соответствующим спросу и предложению в безналичном сегменте валютного рынка и не создавать дополнительной паники из-за временного искусственного завышения курса обмена валют.

Информация об установленных курсах купли и продажи иностранных валют должна предоставляться населению в стандартизированном виде в четко определенном формате — копии приказа (распоряжения) об установлении курсов купли и продажи иностранных валют.

Эта информация будет размещаться исключительно в кассах учреждений и структурных подразделений, такая стандартизация позволит убрать все обманчивые практики в период военного положения.

Принятые изменения не касаются банков, однако при обнаружении таких злоупотреблений аналогичное регулирование будет введено и для банковских учреждений.

Читайте также: Покупка безналичной дешевой валюты под депозит: подсчитываем доходность

Если небанковское финансовое учреждение или оператор почтовой связи нарушает описанный выше порядок информирования, обратитесь в Национальный банк Украины, предоставив фото несоответствующего информирования или копии квитанций. Это можно сделать, воспользовавшись онлайн-формой на веб-сайте (лучше через браузер Google Chrome).

Или можете отправить письмо по электронной почте: nbu@bank.gov.ua или по адресу: ул. Институтская, 11-б, г. Киев-8, 01601. Также можете обратиться в контакт-центр по телефону 0 800 505 240.

Автор:
Начальник Лобайчук Ольга
Управление по защите прав потребителей финансовых услуг Национального банка Украины