ОПЕК+ все устраивает
Это особенно актуально на фоне того, что члены ОПЕК+ в понедельник наотрез отказались от идеи наращивания добычи сверх уровней, уже обещанных рынку. Представитель Саудовской Аравии отметил в комментариях для Wall Street Journal, что «Королевство довольно текущим ценовым диапазоном и считает, что он не будет оказывать давление на спрос».
Картину дополнили кулуарные комментарии представителей ОПЕК+. В частности, один из них сказал в беседе с Reuters: «Мы опасаемся четвертой волны коронавируса, никто не хочет серьезных изменений».
Кажется, этот источник драматизирует ситуацию, учитывая «плато» заболеваемости последних недель, а также тот факт, что ОПЕК+ проводит заседания ежемесячно (или по мере необходимости), что позволит альянсу сократить производство при первой же необходимости.
«Сланцевики» не спешат на помощь
Руки ОПЕК+ также развязывает ее практически единоличный контроль над рынком. Подход «Бури, детка, бури!», ассоциировавшийся с американской нефтяной индустрией, канул в Лету, и нефтяные компании сейчас проявляют больше осмотрительности, чем когда-либо за те семь лет, в течение которых сланцевая нефть стала глобальным феноменом.
Объемы добычи в Пермском бассейне и Баккеновской формации, которые в прошлом без устали «извергали» нефть, сейчас существенно ниже максимально возможных, поскольку добывающие компании стараются задабривать акционеров дивидендами и не расстраивать их убытками, как это случалось раньше. Пожалуй, было бы справедливым сказать, что новым девизом отрасли стала фраза «Если все работает, не трогай» (то есть, если ОПЕК контролирует ситуацию на рынке, не надо пытаться с ней спорить).
Как отметил на прошлой неделе в комментариях для Financial Times глава американской нефтедобывающей компании Pioneer Natural Resources Скотт Шеффилд: «Все будут проявлять дисциплину вне зависимости от того, стоит Brent $75, $80 или $100. Среди акционеров, с которыми я разговаривал, все говорят, что, если какая-либо из компаний снова начнет наращивать (добычу), они накажут ее акции».
Читайте также: Цена на газ в ЕС уже $1900 за тысячу кубометров. 5 стран призывают Брюссель разобраться
И если у кого-то еще остаются на этот счет сомнения, Шеффилд дал ясно понять, что нефтяной рынок «действительно находится под контролем ОПЕК».
Главный исполнительный директор еще одного американского нефтяного гиганта Chevron Corp Майк Вирт в интервью Bloomberg News отмечает: «Я ориентируюсь на два сигнала, и сейчас я вижу только один из них… Мы могли бы инвестировать больше. Фондовый рынок не посылает сигнала, который бы означал, что, по их мнению, нам стоит это делать».
Как отметил колумнист Bloomberg Лиам Деннинг: «Наплыв денег в сланцевую индустрию в течение большей части последнего десятилетия оказал давление на стоимость баррелей, как это сделали дешевые деньги с ценами на каршеринг и гибкое офисное пространство. Гидроразрыв сейчас эффективнее, чем был 10 лет назад, но инвесторы теперь хотят большего, гораздо большего. Вдобавок к этому, расходы на поддержание и перестройку зависимых от нефти экономик означают, что прославленная низкозатратная добыча членов ОПЕК+ на самом деле не такая уж и низкозатратная, как утверждается».
Читайте также: Нефтяное ралли продолжается: сколько планируем на этом заработать
Существуют весомые причины, по которым американские нефтедобывающие компании потеряли аппетит к риску. Его отбил, среди прочего, не кто иной, как президент США Джо Байден, начавший наступление на производителей углеводородов. И хотя мир совершенно определенно нуждается в более «зеленой» энергетике, ему также нужны «реальные альтернативы», пока не будет совершен энергопереход.
Есть ли черта подорожания?
Высокие нефтяные цены связаны с продолжающимся скачком цен на природный газ, подорожавший уже на 130%. Предполагается, что спрос на нефть в качестве замены для природного газа в отопительный сезон будет подогревать ралли нефтяных цен.
И все же, при дальнейшем росте цен на нефть «в конечном итоге решающим фактором может стать урон восстановлению экономики и, следовательно, спросу на нефть, а не соображения поставщиков», пишет Деннинг из Bloomberg.
Аналогичное мнение я высказал в своей статье от конца сентября, в которой говорится: «Любой, кто достаточно долго имел дело с сырьевыми рынками, знает выражение: высокие цены — лучшее лекарство от высоких цен». Я тогда отметил: «Если отвлечься от необходимости и исходить из того, что за товар можно заплатить лишь столько, сколько можно себе позволить, получается, что спрос может начать разрушаться, если цены на нефть и природный газ продолжат безустанно расти».
Так что главный вопрос заключается в том, насколько сильно могут вырасти нефтяные цены в краткосрочной перспективе.
Читайте также: Стоит ли инвестировать в «зеленую» энергетику прямо сейчас
Goldman Sachs одержим идеей сделать свой прогноз в $90 по Brent самореализующимся пророчеством (если многие делают какой-то прогноз и в него верят, то рынок в итоге будет на этом уровне, вне зависимости от того, оправдан он или нет). В то же время аналитики Standard Chartered явно считают текущие цены неоправданными.
К каким последствиям это приведет
Для Украины подорожание нефти означает ряд негативных факторов. В первую очередь, нынешняя ситуация приведет к подорожанию бензина и дизельного топлива, а также к повышению транспортных расходов и, соответственно, цен на практически все товары, и ускорению инфляции.
Кроме этого, поскольку значительная часть топлива импортируется в Украину, подорожание цен на нефть может привести к увеличению дефицита торгового баланса. То есть суммарные поступления валюты в страну от экспорта будут ниже, чем траты на импорт. По итогам 2020 года траты на импорт превысили доходы от экспорта украинской продукции на 44 млрд грн. В тоже время рост стоимости импорта приведет к увеличению поступлений от налогообложения этих товаров и, соответственно, повысит наполнение бюджета.