Оккупация около 20% территорий, падение ВВП (по расчетам, на 35−45% в течение 2022 года), прогнозируемая годовая инфляция не менее 30% и растущий дефицит бюджета — вот далеко не полный список факторов, которые работают сейчас против гривны.
Впереди осень и зима, которые и в лучшие довоенные годы всегда были опасным периодом для нацвалюты в плане девальвации. Что же повлияет больше всего на курс и чего ждать от котировок межбанка и наличного рынка этой осенью:
Дефицит бюджета и источники его покрытия. Учитывая войну, расходы на социальную помощь и армию продолжат расти. И, по моим расчетам, даже с учетом возврата всех налогов по топливу, а также сворачивания почти всех фискальных послаблений первых месяцев войны, разрыв между доходами и расходами госбюджета увеличится до ежемесячных $6−7 млрд, вместо теперешних около $5 млрд. Ведь стране еще нужно готовиться и пройти отопительный сезон. Источник покрытия кассовых разрывов казны будет главной «бомбой замедленного действия» для курса гривны этой осенью.
Несмотря на 25-процентную учетную ставку НБУ и инфляцию свыше 30% по году, Минфин пока не решился повышать доходность военных облигаций. Это основное препятствие для того, чтобы обеспечить необходимый объем поступления средств в бюджет от размещения долговых бумаг государства.
По факту, после международной помощи и кредитов НБУ останется главным «латальщиком» дыр бюджета. Наши западные партнеры до конца этого года обещали еще предоставить не менее $12−13 млрд. То есть всего на 2−3 месяца покрытия кассовых разрывов бюджета. Остальное надо закрывать за счет других источников.
Уже есть и новые планы народных депутатов по очередному увеличению расходной части бюджета этой осенью. Поэтому запланированных Нацбанком ежемесячных максимальных 30 млрд эмиссионных гривен на покрытие этих затрат явно не хватит. Скорее всего, НБУ придется увеличить такие эмиссионные вливания до ситуативных 35−55 млрд гривен в месяц, как минимум, в октябре-ноябре. Это создаст существенное дополнительное давление на курс гривны уже с октября этого года.
«Военные» изменения в украинской экономике, проблема ЗВР и нехватка валюты на межбанке. Основная часть боев осенью этого года будут проходить в промышленных районах на востоке Украины, которые обеспечивали в мирные годы до 25−45% всего промышленного экспорта страны, и в южных областях, которые дают до 50% всей агропродукции. Поэтому рассчитывать на особое увеличение объемов экспортной выручки, даже в условиях разблокировки портов, пока не приходится.
Это значит, что при растущем объеме импорта (в первую очередь энергоносителей для обеспечения потребностей армии и прохождения отопительного сезона) и слабом экспорте дефицит предложения валюты на межбанке сохранится, и даже увеличится.
Читайте также: Украина накопила в хранилищах уже более 13 миллиардов кубометров газа
В августе Нацбанк каждую неделю продавал для покрытия дефицита валюты в среднем «чистыми» до $300−500 млн. Уже с сентября эта сумма может постепенно вырасти до $450−600 млн, а в октябре-ноябре — и до $650−800 млн.
С одной стороны, это будет давить на ЗВР и, по моим расчетам, они снизятся до $18,8 — $20,6 млрд к концу ноября, что является негативным фактором для оценки платежеспособности страны. Но с другой — продажи валюты Нацбанком будут «стерилизовать» на межбанке еженедельно до 29,5 млрд гривен, что снизит общий гривневый навес на валютном рынке и поддержит нацвалюту. Нацбанк останется основным продавцом валюты на торгах, что позволит ему практически «диктовать» безналичный курс доллара этой осенью.
Международная помощь, сотрудничество с МВФ, война и наличный валютный рынок. Уже с 1 октября полноценно заработает американский ленд-лиз, который предусматривает не только военную, но и прямую денежную финансовую помощь для покрытия дефицита бюджета Украины и социальных программ правительства. В связке с поступлением валюты от других международных структур это будет покрывать часть дефицита бюджета, но не весь.
Читайте также: В августе Украина получила рекордную сумму финансовой помощи от иностранных партнеров
Именно поэтому правительству придется усилить налоговое бремя, что не всегда эффективно в условиях потерь в экономике из-за войны. Также уже с сентября чиновникам надо ускориться в переговорах с МВФ по новому формату сотрудничества. Правительство надеется запустить программу в пределах от $12 млрд до $20 млрд уже с ноября.
Учитывая, что нормативная база МВФ не предусматривает кредитование военных затрат стран-заемщиков, чиновникам Фонда придется либо серьезно пересмотреть свои методички, либо разработать программу финансирования Украины с большим числом ограничений по расходованию средств Фонда в условиях войны. Зная бюрократию Фонда, скорее всего, Украина получит второй вариант с массой ограничений и условий получения и использования средств МВФ.
По моему прогнозу, ноябрь, как срок начала работы новой программы сотрудничества с МВФ, слишком оптимистичен. В лучшем случае, это произойдет в общем объеме не более $4 млрд — $5 млрд не ранее весны 2023 года. Поэтому правительству придется снова урезать все расходы, кроме военных и самых важных социальных статей. А также активизировать распродажу активов, реквизированных у связанных с РФ структур, и по максимуму проводить приватизацию части гособъектов. Правда, в условиях войны больших средств от распродажи такого имущества государство не получит.
Обстановка на фронтах, уровень инфляции в стране и новости об эмиссионных вливаниях Нацбанка будут существенно влиять на поведение наличного рынка. Психологическое давление на курс гривны усилится в октябре-ноябре, когда традиционно произойдет очередной инфляционный виток цен, связанный с началом отопительного сезона.
Кроме того, на этот период приходится завершение сроков первых оформленных трехмесячных валютных депозитов, которые провели банки под покупку валюты гражданами за гривну, согласно послаблений Нацбанка.
От того, смогут ли банки обеспечить своевременность и полноту выдачи этих депозитов наличной валютой, во многом будет зависеть доверие населения к данному инструменту, и опосредованно — курс в обменках. Скорее всего, НБУ придется проводить в октябре-ноябре наличные интервенции по продаже доллара, чтобы помочь банкам обеспечить возврат валютных вкладов гражданам. По моим расчетам, потратить регулятору на это придется не менее $550 млн — $900 млн резервов.
Поведение пары евро/доллар, решения ФРС США и ЕЦБ по повышению процентных ставок. Украинцы всё больше зависят от этого соотношения, так как любые изменения пары немедленно отражаются на курсе евро относительно гривны.
После повышения летом ключевой ставки ЕЦБ до 0,5% годовых и ставки Федрезерва до 2,5% годовых показатели инфляции в Европе и США по-прежнему остаются высокими.
Это заставит регуляторов и дальше поднимать свои ставки, что периодически будет выливаться в валютные ралли по паре евро/доллар. До конца осени ЕЦБ проведет еще два заседания — 8 сентября и 27 октября, а ФРС США — 21 сентября и 3 ноября.
Скорее всего, ЕЦБ снова будет осторожничать и поднимет свою ставку максимум на 0,25%-0,5% годовых 8 сентября и еще на 0,25% в конце октября. А вот американцы будут более радикальными — и увеличат процентную ставку сразу на 0,5%-0,75% годовых 21-го сентября и ещё на 0,5% в начале ноября.
Читайте также: Инфляция в еврозоне достигла нового рекордного уровня
Эти сценарии уже заложены рынком в соотношение пары евро/доллар и такая политика приведет к дальнейшему усилению позиций доллара относительно евро в краткосрочной перспективе.
Любые отклонения регуляторов от подобных сценариев спровоцируют значительные колебания евровалюты относительно доллара. Поэтому, кроме периодических валютных ралли на новостях экономик ЕС и США по паре евро/доллар, украинцев ждут и существенные колебания евро относительно гривны. Особенно в моменты оглашений решений ЕЦБ и ФРС США по процентной ставке.
По моему прогнозу, пара евро/доллар осенью этого года будет находиться в пределах достаточно широкого коридора от 0,98 до 1,05 доллара за евро, что окажет существенное влияние на курс евро относительно гривны.
Курсовая политика Нацбанка. В условиях войны, определенной дальнейшей девальвации гривны осенью этого года избежать, скорее всего, не удастся. Слишком уж много факторов работает против нацвалюты.
Предвестниками корректировки официального курса доллара в сторону его роста будут массированные интервенции Нацбанка для покрытия нехватки валюты на торгах и увеличение разницы между курсом межбанка и наличного рынка в пределах от 6−7 гривен и выше.
В этом случае регулятору придется девальвировать гривну, чтобы избежать значительного падения ЗВР и поднять курс доллара к новому рыночному уровню. Вероятнее всего, этот новый официальный курс будет в пределах 40−41 гривны за доллар в октябре-ноябре этого года.
Прогноз по курсу гривны относительно доллара и евро на осень 2022 года
Основные риски для гривны:
- обстановка на фронтах и увеличение дефицита бюджета при нестабильных источниках его финансирования;
- продолжение роста мировых цен на нефть, газ и другие энергоносители в условиях самого сложного военного отопительного сезона за всю историю Украины;
- высокий уровень инфляционных процессов в Украине, которые во многом носят немонетарный характер;
- резкие изменения на мировых фондовых, финансовых, валютных и сырьевых рынках после решений ФРС США и ЕЦБ.
С учетом базового сценария повышения процентных ставок ФРС США и ЕЦБ осенью этого года, скорее всего, пара евро/доллар в этот период будет находиться в пределах коридора 0,98−1,05 доллара за евро с возможными незначительными и кратковременными отклонениями в моменты оглашения принципиальных экономических новостей.
Я предполагаю три возможных сценария развития событий по курсу доллара и евро в период сентябрь-ноябрь 2022 года, в зависимости от ситуации на фронтах и экономических процессов в Украине и мире.
При оптимистичном сценарии (постепенное улучшение позиций ЗСУ на фронтах, своевременное поступление всей запланированной международной помощи и начало сотрудничества с МВФ уже с ноября этого года в размере до $20 млрд, решения ФРС США и ЕЦБ проходят в ожидаемых участниками рынка масштабах):
- Межбанк: доллар в пределах коридора от 36,57 до 36,94 гривен, евро в пределах коридора от 35,84 до 38,79 гривен;
- Наличный рынок: наличный доллар в пределах коридора от 39,50 до 41,50 гривен, евро — от 38,70 до 43,58 гривен.
При базовом сценарии (на фронтах начинается позиционная война с перспективой ее затягивания до середины 2023 года, своевременное поступление всей запланированной на осень 2022 года международной помощи, начало новой программы сотрудничества с МВФ только с весны 2023 года и в пределах не более $4−5 млрд, американский и европейский регуляторы «не особо удивляют» своими решениями по процентной ставке):
-
Межбанк: доллар в пределах коридора от 36,57 до 36,94 гривен в сентябре и коридор от 40 до 41 гривны в октябре-ноябре; евро в сентябре в пределах коридора от 35,84 до 38,79 гривен и в пределах коридора от 39,2 до 43,05 гривен в октябре-ноябре;
-
Наличный рынок: доллар в сентябре в пределах коридора от 39,50 до 41,50 гривен и от 42 до 44,50 гривен в октябре-ноябре; евро в сентябре — от 38,70 до 43,58 гривен и коридор от 41,16 до 46,73 гривен в октябре-ноябре этого года.
При негативном сценарии (на фронтах начинается позиционная война с перспективой ее затягивания, как минимум, до конца 2023 года, несвоевременное поступление запланированной на осень 2022 года международной помощи, пробуксовывание новой программы сотрудничества с МВФ при закрытии дефицита бюджета за счет эмиссии НБУ в пределах до 55 млрд ежемесячно и продолжении незначительных поступлений в бюджет средств от реализации военных облигаций на первичном рынке, ЕЦБ и Федрезерв начинают радикально отклоняться от прогнозов участников рынка):
-
Межбанк: доллар в пределах коридора от 36,57 до 36,94 гривен в сентябре и коридор от 45 до 48 гривен в октябре-ноябре; евро в сентябре в пределах коридора от 35,84 до 38,79 гривен и в пределах коридора от 44,1 до 50,40 гривен в октябре-ноябре;
-
Наличный рынок: доллар в сентябре в пределах коридора от 41 до 44 гривен и от 47 до 50 гривен в октябре-ноябре; евро в сентябре — от 40,18 до 46,20 гривен и коридор от 46,06 до 52,50 гривен в октябре-ноябре этого года.