Радикальный вариант: отпустить курс
Отпустить курс в свободное плавание — самый очевидный сценарий решения накопившихся от двоекурсия в стране проблем. Но при этом сохранить частичные ограничения на покупку валюты по капитальным операциям (сейчас запрещена даже выплата дивидендов, что существенно подрывает спрос на украинские долговые бумаги, номинированные в национальной валюте). Возможно также введение полной или частичной нормы о продаже экспортерами товаров и услуг своей выручки по новому, уже рыночному курсу.
Это почти сразу решит проблему существования «черного» наличного валютообменного рынка и уничтожит экономическую основу «карточного туризма». А новая точка равновесия гривны будет объективной «золотой серединой» в балансе интересов экспортеров и импортеров.
Главным негативным эффектом такого сценария является возврат высокой и даже критически возможной волатильности при свободном курсе (даже если «объективным» его значением является 32−33 UAH/USD, то при открытии рынка ряд экспертов опасаются его краткосрочного падения до 40 и выше). НБУ такой «шок» может обойтись в незапланированную потерю $2−3 млрд из золотовалютных резервов на интервенции в год войны.
Менее значимым, но все же ожидаемым эффектом от перехода к свободному курсообразованию будет среднесрочный рост потенциальной стоимости заимствований правительства в национальной валюте: инвесторы будут закладывать в «девальвационный риск» по годовым бумагам 10−20% дополнительной «премии за девальвацию».
«Мягкий» вариант: пересматривать курс раз в квартал
Второй вариант действий НБУ — сохранить фиксированный курс, но пересматривать его раз в квартал, отвечая на меняющиеся макроэкономические вызовы. НБУ сохраняет стабильность и прогнозированность, однако он обязан отвечать на внешние вызовы как, например, резкое изменение курса доллара к евро.
Этот сценарий принесет все те же эффекты «свободного курса», нивелировав главный минус в виде «шока перехода». Разумеется, при снятии ограничений на маржу и объемы ликвидности на «карточном» и «наличном» рынке, чтобы обессмыслить бизнес сегодняшний арбитражников.
Читайте также: Валюта под подушкой снова переиграла депозит
Однако он несет в себе политический риск, который отмечают многие банкиры как самый серьезный: у НБУ может не хватить политического веса в дискуссиях с экономическим блоком правительства и Офисом Президента — все группы интересов будут пытаться повлиять на значение курса в следующем квартале и он будет, таким образом, отражать не объективный баланс спроса/ предложения, а, скорее, баланс интересов политических и бизнес-групп.
Курсовой прогноз
Каким бы ни было политическое решение финансовых властей Украины о модели курсовой политики на второе полугодие 2022 года, наши прогнозы по курсу до конца года мы можем сформулировать в таком виде.
Принимая во внимание безусловные потери экономики в экспортном потенциале в результате войны, разрушений и морской блокады с одной стороны, а с другой стороны — беспрецедентный приток как минимум двух десятков миллиардов долларов международной финансовой помощи до конца года, мы ожидаем негативный торговый и позитивный платежный баланс.
Однако, постоянный спрос на наличную иностранную валюту со стороны населения (абсолютно характерный для военного времени), а также перманентный отток валюты по статье частных трансфертов (5 млн вынужденных мигрантов в ЕС), согласно нашим расчетам, должны привести в текущем году минимум к 16% девальвации (в случае либерализации курса по модели свободного курсообразования).
Читайте также: «Где купить доллар по 33?«
Таким образом, мы ожидаем «экономически обоснованного» среднегодового курса в 31,5 UAH/USD. Возможные коридоры значений, в случае перехода к плавающему курсу: 32−35 UAH/USD в Q3 и Q4 2022 года с незначительными рисками временной девальвации до коридора 35−40 UAH/USD в случае снижения или несвоевременности поступления внешнего финансирования.