Первый за шесть лет визит китайского лидера в США американский президент Джо Байден оценил позитивно. Он назвал встречу с Си Цзиньпином «одной из самых конструктивных и продуктивных дискуссий, которые у нас были», но тут же снова назвал своего собеседника диктатором. К тому же по вопросу Тайваня переговорщики высокого уровня остались каждый при своем мнении.
Встреча американского и китайского лидеров хотя и внесла позитивную ноту в мировую политику, однако не сняло опасений финансистов, которые теперь все чаще говорят о возможности нового мирового экономического кризиса. И в этот раз его причиной могут стать не сбой в мировой системе финансов, а политика.
Кто заговорил о кризисе
Тему будущего мирового кризиса обсуждали на прошлой неделе в ходе саммита глобальных финансовых лидеров, организованного Валютно-кредитным управлением Гонконга. В ходе мероприятия исполнительный директор американского Morgan Stanley Джеймс Горман отметил, что «проблемы демократии в некоторых странах мира абсолютно очевидны», и предположил, что триггером следующего глобального финансового кризиса, скорее всего, станет геополитическое или политическое пространство.
По словам гендиректора немецкого Deutsche Bank Кристиана Сьюинга рынки в значительной степени устойчивы перед глобальными событиями, но любое затишье уязвимо перед риском новых событий.
«Мой самый большой страх заключается в том, что еще одна геополитическая эскалация — и это может произойти довольно быстро — и рынки в какой-то момент фактически потеряют покой, и тогда на рынке произойдет событие», — сказал Сьюинг.
Этот разговор случился в ходе обсуждения конфликта между Израилем и Сектором Газа, который, как отметили спикеры, добавил неопределенности глобальным экономическим перспективам на фоне затягивания войны в Украине и повышения градуса в отношениях между Китаем и США из-за Тайваня.
Читайте также: Руководители мировых банков отмечают, что рынок уязвим к геополитической эскалации и регуляторному давлению
Как реагируют в Украине
В Украине признают озвученные в Гонконге риски.
«Конечно, любая большая война — огромный фактор нестабильности и сверхвысоких рисков. И если несколько лет назад масштабные войны в Старом Свете не выглядели реалистичными, то сегодня о них говорят все, включая крупнейших финансистов. Конечно, они уже не могут игнорировать риски и угрозы, которые эти войны несут. С другими потенциальными факторами кризиса за последние десятилетия научились справляться», — отметил в беседе с «Минфином» руководитель аналитического департамента Concorde Capital Александр Паращий.
В числе причин кризисов могут быть нарушения финансовых связей между странами, невозможность выполнять обязательства как на уровне государств, так и на уровне международных компаний (вынужденные дефолты). Разрушение или существенное удорожание логистических связей, ресурсных баз, производственных мощностей и рынков сбыта.
«Современными примерами такой дестабилизации в мировой экономике была война россии против Украины. Страна, выступавшая ресурсным энергетическим источником для европейских экономик, подверглась санкциям, что значительно повлияло на уровень инфляции в странах ЕС, и спровоцировало выход многих иностранных компаний с российского рынка.
Эти компании понесли значительные потери и оказали влияние на международные финансовые рынки. Но финансового кризиса не произошло, потому что эти события не оказали значительного влияния, в первую очередь, на США, которые являются самой мощной экономикой в мире", — объяснил нам начальник департамента персональных банковских услуг Ukrsibbank BNP Paribas Group Игорь Левченко.
Эксперты отмечают, что сейчас наблюдается рост рисков для мировой финансовой системы из-за накопления долгов на фоне роста военных расходов и заметного увеличения кредитных ставок по всему миру — рефинансировать долги (перекредитовываться) становится все дороже и сложнее.
«Для правительств многих стран характерно наращивание инвестиций в военный сектор в ответ на усиление геополитического напряжения. Такие мероприятия обычно осуществляются за счет наращивания долговых обязательств правительства, что на фоне активной борьбы ведущих центробанков с инфляцией приводит к увеличению стоимости обслуживания такого долга и значительным фискальным рискам», — уточнил «Минфину» директор департамента казначейско-инвестиционных услуг Укрэксимбанка Антон Болдырев.
Поэтому аналитики пристально следят за ситуацией на долговом рынке.
«Недавно опубликованные данные от Bloomberg свидетельствуют, что США должны в следующем году оплатить чуть более $1 трлн процентов по своему долгу. Общий госдолг этой страны составляет примерно $32 трлн, что в относительном выражении составляет 120% от ВВП. Уже сейчас на рынке внимательно следят за тем, насколько легко Соединенным Штатам удается привлекать новые заимствования. Если спрос на их госдолг уменьшится, это может легко повлечь за собой критическую цепную реакцию по всей мировой финансовой системе», — спрогнозировал нам директор аналитического департамента инвестиционной компании Eavex Capital Дмитрий Чурин.
Но пока американские власти справляются со своими долговыми проблемами, от Вашингтона не ждут серьезных финансовых потрясений, и ключевым риском считается военный и геополитический.
«Еще один серьезный военный конфликт вполне способен переполнить чашу, превысить запас прочности и привести, как минимум, к рецессии в крупных экономиках. За которой вполне реально может начаться и серьезный экономический шторм», — допустил председатель правления Юнекс Банка Иван Свитек.
Большие риски сейчас видят в возможном разрастании конфликта между Израилем и Сектором Газа, если в него вмешаются другие страны — Хезболла (Ливан), Иран, Сирия и Йемен с более активными военными действиями (недавно объявил войну Израилю и заявлял о пуске ракет в его сторону). Нефте- и газодобывающие страны, что влечет риски подорожания углеводородов и связанных с ними производств.
«В настоящее время влияние такого конфликта на рынки ограничено на фоне снижения опасений среди рыночных игроков. Однако, реализация худшего из сценариев может привести к подобию нефтяного кризиса 1973 года. К существенному ограничению добычи и росту цен на нефть выше 120 долларов за баррель», — признал Антон Болдырев.
Не исключается также эскалация конфликта между Китаем и Тайванем, арбитром и участником которого в случае серьезного обострения станут США. Все страны играют значительную роль в мировой экономике, и могут спровоцировать идеальный шторм.
Менее вероятной сейчас считается война между Северной и Южной Кореей, в которую также могут включаться Соединенные Штаты. Хотя неприятные сюрпризы все же не исключаются.
Читайте также: Деньги дорожают впервые за 30 лет: как это отразится на вкладчиках и инвесторах
С чего начнется кризис
Важный вопрос — с чего, хотя бы в теории, может начаться новый мировой кризис? Конечно, точного ответа на него пока нет, но некоторые предположения уже строятся.
«Обычно, причин финансовых кризисов несколько. Это либо обесценивание вторичных активов из-за неспособности эмитентов обеспечить их ликвидность, либо политическая необходимость очистить экономики от чрезмерных обязательств, либо несогласие крупнейших игроков (стран) с ранее установленными правилами.
Думаю, сейчас может наложиться целый набор факторов — попытка пересмотреть правила глобальной торговли, ослабить конкурентов за счет удара по финансовым рынкам и логистике, попытка списать долги под предлогом обострения военной ситуации и иных форс-мажоров. К примеру, одно из международных рейтинговых агентств ухудшило прогноз по рейтингам США", — отметил в беседе с «Минфином» директор департамента рыночных исследований рейтингового агентства IBI-Rating Виктор Шулик.
Многие экономисты держат в голове рекордный размер американского госдолга и помнят о шатдаунах (с временной остановкой работы госорганов власти), которые уже переживали Штаты. Риск нового есть в этом ноябре, если обе палаты Конгресса США не придут к компромиссу по госбюджету.
Вряд ли новый шатдаун спровоцирует глобальный кризис и цепную реакцию по всему миру, но напряженность точно повысит. Экономисты давно спорят о возможности первого полноценного дефолта современных США. Перебои с оплатой госдолга в Штатах были и до этого, однако, их чаще всего называют техническими дефолтами и не относят к современной истории:
-
1790 год: после войны за независимость и основания Соединенных Штатов первый американский президент Джордж Вашингтон вместе с секретарем Казначейства Александром Гамильтоном провели реструктуризацию долгов Конгресса, накопившихся за время войны за независимость, и выпустили новые облигации федерального займа — в «континентальных долларах», которые впоследствии были девальвированы в соотношении 38:1. А после власти согласились выкупить эти бумаги за 1% номинала, фактически допустив дефолт.
-
1861 год: изначально в Америке не было единой банкнотной системы, там рассчитывались в основном золотыми/серебряными монетами или слитками. Но гражданская война требовала крупных денежных средств, и Федеральное казначейство США в 1861 году выпустило облигаций на $60 млн, и появились денежные купюры с зеленой краской, которые называли greenbacks (зеленые спинки). Было заявлено об обмене этих денег на золото в соотношении 1:1, чего в итоге не произошло — новые доллары меняли на золото с дисконтом 50%, и облигации резко обесценились. Доллар смог вернуть себе позиции только к 1887 году, когда была ограничена его эмиссия.
-
1933 год: по просьбе президента Франклина Д. Рузвельта Конгресс принял скандальную валютную резолюцию («Совместную резолюцию об обеспечении единой стоимости для монет и валют Соединенных Штатов Америки»), по которой держателям американских облигаций было отказано в выплате золотом — как предполагалось условиями выпуска, и фактически, доллар девальвировал на 40% к другим валютам того времени. Речь шла о военных облигациях («Облигациях свободы») на $7 млрд, которые были выпущены в 1918 году после вступления США в Первую мировую войну для ее финансирования. Но после выяснилось, что золота в запасе Штатов не хватило для обещанных инвесторам золотых выплат.
-
1979 год: из-за административной путаницы Казначейство не провело вовремя выплату по своим облигациям на $122 млн. Это был локальный случай, однако дело дошло до иска держателей облигаций в Калифорнии. Власти с опозданием расплатились, постарались замять скандал и даже доплатили инвесторам проценты за задержку.
По техническим причинам или из-за политических разногласий в Конгрессе, технический дефолт в США не исключается и сейчас. Его риск обсуждается в СМИ.
Но при этом реального и серьезного удара по мировым финансам ждут и со стороны реального сектора.
«Отправной точкой для кризиса может стать волна банкротств в финансовом или банковском секторе ведущих экономик мира. Именно проблемы в этих секторах способны наносить наибольший ущерб экономике в целом», — считает глава департамента корпоративного анализа группы ICU Александр Мартыненко.
Но сразу напомним, как власти США этой весной смогли быстро отреагировать на кризис американских региональных банков: обеспечить проблемные секторы доступом к значительному финансированию и облегченному регуляционному режиму. Оперативные меры помогли локализовать проблему.
Не исключается также, что старт новому мировому кризису даст обострение в войне, что сразу ударит по рынкам — от фондовых до энергетического и продовольственного.
«Вполне ожидаемо, что реализация худшего сценария посредством прямой военной конфронтации с привлечением ведущих государств будет иметь разрушительные последствия для рынков. На практике игроки могут столкнуться с временным прекращением торгов на фондовых биржах, падением стоимости государственных облигаций в условиях растущих потребностей в привлечении финансирования и вероятного спроса инвесторов к выходу в самые безопасные материальные активы. Кроме того, вероятно и существенное подорожание некоторых сырьевых товаров — прежде всего, продовольствия и энергоносителей, на фоне вероятного расторжения логистических цепей», — сказал Антон Болдырев.
Если что-то подобное случится, от центробанков по всему миру ждут такой же реакции, как и во время кризиса после начала пандемии ковида:
- Снижение процентных ставок;
- Программы количественного смягчения — эмиссия национальных валют.
Что, несомненно, спровоцирует новый виток инфляции, но позволит избежать или смягчить кризис. Сами же регуляторы постараются подкреплять свои резервы золотом, что делают и сейчас.
«Пока центробанки активно скупают золото и другие драгоценные металлы, а некоторые страны (США, Китай, рф, Индия, Франция, Турция) наращивают собственные производства. Иногда через более выгодную экономическую политику, иногда директивно, или под влиянием внешних санкций», — заметил Виктор Шулик.
В XXI веке мировые финансы лихорадило ни один раз, и глобальные игроки научились делать из них выводы и принимать оперативные меры:
- Ипотечный кризис неплатежей 2007−2008 годов: повлек усиление безработицы и неплатежеспособность многих бизнесов и домохозяйств, ухудшил качество жизни людей во многих странах. После чего произошла перестройка финансовых систем развитых стран, для уменьшения банковских рисков были приняты более жесткие требования по банковскому надзору — Базель III (ужесточения требований по капиталу, ликвидности и пр.). Экономику залили деньгами.
- Кризис COVID-19 2020−2022 годов: вылился в ограничения мобильности и экономической деятельности населения и бизнеса. Было разрушено много экономических и логистических цепей, существенно ограничены спрос/предложение товаров и услуг. Центробанки поддержали экономики субсидиями и дешевыми кредитами, что спровоцировало рост инфляции, с которой до сих пор борются по всему миру.
Читайте также: Как победить, если Запад перестанет поддерживать Украину деньгами
Как мировой кризис скажется на Украине
Экономисты стараются не сгущать краски. Прямого и быстрого удара по нам пока не предвидят, поскольку украинский Минфин и крупные корпорации больше не размещают облигации на внешнем рынке. И вряд ли начнут это делать до победы над рф.
«Мы полностью изолированы от мировых финансовых рынков, поэтому финансовый кризис на нас не повлияет. Однако, наша экономика все еще очень чувствительна к глобальным ценам на агропродукцию, руду и сталь. Существенное падение мировых цен, очевидно, увеличит проблемы для всех наших экспортных отраслей, включая АПК, горно-металлургический комплекс (которые и так себя не очень хорошо сегодня чувствуют) и IT, и, соответственно, усугубит экономический кризис в стране», — рассказал Александр Паращий.
Однако, все понимают, что власти США и Европы, в первую очередь, будут решать свои финансовые проблемы, если они у них усугубятся, и только во вторую очередь — помогать нашей стране.
«Для Украины в ее нынешнем положении мировой экономический кризис — это, прежде всего, угроза существенного сокращения финансовой и военной помощи со стороны развитых стран», — признал Александр Мартыненко.
В нынешней экономической ситуации такое сокращение, по мнению Дмитрия Чурина, будет для нас особенно болезненным: «Война разрушила нормальное функционирование экономики Украины, и сейчас основная часть расходов госбюджета держится благодаря финансовой поддержке зарубежных партнеров. В случае серьезного глобального кризиса получать внешнее финансирование для Украины будет еще труднее».
Зависимость нашего бюджета от международной помощи только растет:
- 2022 год — $31 млрд;
- 10 месяцев 2023 года — свыше $35 млрд (ожидается до конца года $10 млрд);
- прогноз 2024 года — $39−41 млрд.
Кто-то видит в такой зависимости слабость Украины, а кто-то уверен, что из-за этого нас не оставят без поддержки, понимая последствия прекращения финансирования.
«Ситуацию можно сравнить с пациентом, который постоянно получает лечение от болезни, ставшей причиной пандемии. Пока все остальные пытаются спастись от заражения, ищут дефицитные препараты, такому пациенту ничего не угрожает», — полагает Иван Свитек.
К тому же, важную роль продолжат играть военные риски, их преодоление, о котором не должны забывать в Европе и США. В этом контексте ожидается даже увеличение финансовой помощи нашей стране.
«За последние два года страны Большой семерки оказывали финансовую и военную помощь в размере около 0,1% от их ВВП, что почти незаметно для них. Здесь более важным будет вопрос, сможет ли предоставление Украине такой помощи предотвратить новую глобальную войну. Если ответ на этот вопрос будет положительным, то объемы помощи Украине должны существенно возрасти», — отметил Александр Паращий.
Впрочем, это не значит, что возможность сокращения международной помощи или ее несвоевременно поступление полностью отрицается. Его в 5-ке основных рисков уже регулярно называет руководство Национального банка, оценивая монетарную и макроэкономическую ситуацию в стране.
А экономисты говорят о таких возможных последствиях для нашего рынка:
- Эмиссионный риск — при острой нехватке средств Нацбанк может снова запустить «печать» гривны для обеспечения бюджетных выплат. Начнет выкупать гособлигации Минфина, как сделал это на 400 млрд грн в 2022 году.
- Девальвационный риск — НБУ начнет экономить доллар в своих резервах, меньше продавая валюты на межбанке. Что чревато ростом межбанковского курса гривна/доллар, безналичного — для населения, а затем и наличного.
- Инфляционный риск — эмиссия, девальвация и прочие факторы непременно выльются в рост потребительских цен. Инфляция, снижения которой власти добились в 2023 году, снова начнет расти.
Читайте также: Как изменилась экономика Украины и почему будет трудно расти