Чем заинтересовала Electro.ua
В октябре 2019 года увидел бигборд Electro.ua с изображением их зарядной станции и электромобиля рядом. Компания предлагала высокий доход — 24% годовых с фиксацией в долларе.
Мне очень импонирует тема экологии и экологического транспорта в частности. Я давно интересуюсь электромобилями, поэтому идея развивать для них инфраструктуру в городе мне очень понравилась. Захотел совместить два направления — дополнительный заработок и инвестиции в полезные вещи.
На тот момент я активно проверял информацию о компании. Станции для зарядки электромобилей действительно были. Я загрузил приложение, где можно было просматривать не только количество станций Electro.ua, но и то, когда их используют.
Потом нашел компанию в Google Maps. Тогда там еще не было негативных отзывов. Был только один отзыв вроде «это, пожалуй, пирамида», но у автора не было никаких доказательств. К тому же, у компании был достаточно хороший рейтинг — 4,5 звездочек.
Я также нашел информацию в интернете, что несколько лет назад в Electro.ua предлагали даже 33% годовых. Как оказалось сейчас, на тот момент проблем с компанией ни у кого не было, всем инвесторам платили проценты.
Читайте также: Инвестиции в украинский бизнес более рискованные, чем игра на фондовом рынке
Новая финансовая пирамида
Я заключил свой первый договор с Electro.ua в октябре 2019 года. Приобрел одну зарядную станцию за $4 тыс. В этот же день компания взяла это оборудование в аренду с обязательным выкупом через год.
Порог входа в Electro.ua тогда был от $2 тыс. Они предлагали несколько вариантов зарядных устройств стоимостью $2−5 тыс. «Скоростные» станции стоили даже до $100 тыс. Однако реальная их себестоимость была чуть ли не в десять раз ниже. Это была обычная спекуляция компании.
В течение первых пяти месяцев я стабильно получал около 1700 грн ежемесячно. Правда проценты на карту мне отправляли всегда разные люди и из разных уголков Украины.
В феврале 2020 года я заключил второй договор. А потом еще два — в марте и в начале апреля прошлого года. Там была разная доходность — 1,5%, 1,8% и 2% ежемесячно. Или от 18% до 24% годовых.
Плюс был в том, что я приобрел реальное имущество, которое давало какую-то гарантию, что мне вернут деньги, ведь оно им нужно больше, чем мне. Минус был в том, что я не просчитал реальную цену имущества, а просто оценил оборудование визуально.
В марте 2020 года я не получил первую выплату. Позвонил своему менеджеру. Она сослалась на карантин, который якобы блокирует работу служб электротакси, и заверила, что в следующем месяце деньги будут. Проценты правда насчитали, но уже в апреле.
Я подумал, что компания будет осуществлять выплаты хотя бы раз в два месяца. Однако последняя выплата мне пришла 17 июля 2020 года. А в конце лета полностью прекратили начислять проценты уже всем инвесторам.
Причем Electro.ua продолжала привлекать новых вкладчиков, даже обещая 50% годовых под капитализацию на 5 лет. В тот момент, когда компания предлагала более высокие проценты, у нее уже были невыплаты перед другими инвесторами, у которых договоры закончились еще в начале 2020 года.
Когда ситуация получила огласку, Electro.ua уже не было смысла скрывать что-то и маскироваться за периодическими выплатами. Мой менеджер не отвечала на звонки. Я дважды писал, что хочу воспользоваться возможностью досрочного расторжения договора, но на мои заявления не реагировали.
Читайте также: Константин Вайсман: В прошлом году вложился в акции PayРal. Это принесло мне более 150%
В конце концов, я оставил честный и развернутый отзыв о компании в Google. После этого мне позвонили из Electro.ua и объяснили, что у них нет денег, но у них есть три варианта решения моего вопроса. Первый — я забираю себе зарядную станцию, которая на самом деле стоит в четыре раза меньше моих инвестиций.
Второй вариант — я пролонгирую свой договор с капитализацией процентов еще на один год и просто жду, когда начнутся выплаты. Это была обычная ловушка для тех инвесторов, кто боится потерять свои деньги. Ведь когда инвестор подписывает новый договор, он подтверждает, что не имеет никаких претензий к компании относительно других договоров.
Третий вариант — сотрудничество по схеме: 80% доходности инвестору, а 20% — компании. И некоторые инвесторы реально перезаключили эти договоры, однако ничего не получали.
Ошибка первая — не оценил рынок и доходность
Глава Украинской ассоциации участников рынка электромобилей Вадим Игнатов объяснил, что нормальная доходность для такого бизнеса — максимум 18% годовых.
У меня были разные договора: под капитализацию и ежемесячные выплаты — 18% и 24% годовых соответственно. Однако был период, когда «скоростные» станции стали продавать уже не за $100 тыс., а за $120 тыс., каждый раз поднимая проценты инвесторам — выше 24% годовых.
Я не оценил реально рынок и доходность данного бизнеса.
В Украине было зарегистрировано около 25 тыс. электромобилей. Во-первых, это не так и много. Во-вторых, только в приложении Electro.ua обозначено где-то 1,5 тыс. станций, однако компания не единственная на рынке. Существует еще с десяток подобных компаний — как Autoenterprise, Ionity, EcoFactor, ТОКА
Такая доходность невозможна еще по одной причине — люди преимущественно покупают электромобили, чтобы сэкономить. Водители, имеющие квартиру и паркующие свой автомобиль под домом, просто покупают себе удлинитель и заряжают электромобиль от обычной розетки. Поэтому потенциальных пользователей зарядных станций еще меньше. Из этих 25 тыс. владельцев электромобилей нужно вычесть, как минимум, 10−30%.
Позже я стал разбираться, как много зарядных станций работает в городе и сколько компаний помогает устанавливать такое оборудование, и понял, что проблем с дефицитом зарядных устройств в больших городах нет. Напротив, многие станции простаивают.
Реальная доходность данного бизнеса также зависит от места расположения точек и маркетинга. Больше шансов у оборудования, расположенного в популярных районах города, где передвигается больше водителей и такси.
Читайте также: Как заработать на недвижимости до 32% годовых
Ошибка вторая — невнимательность к деталям договора
Когда заключал договор, допустил различные ошибки как неопытный инвестор. Просто пришел в офис компании, где меня встретила их менеджер. Меня попросили подписать две копии договора. Менеджер, в свою очередь, подписала их у директора. Никаких документов, подтверждающих личность менеджера, директора или бухгалтера, я не видел.
Деньги передавал в запертой комнате просто из рук в руки. Потом уже понял, что обязательно должен быть чек. Однако, насколько мне известно, из 300 пострадавших инвесторов почти все передавали деньги наличными, лишь несколько из них совершили SWIFT-перевод через банк.
В договоре было прописано, что я покупаю зарядную станцию сети Electro.ua, компания сразу арендует ее у меня на один год и остается первой на очереди, кто должен выкупить оборудование год спустя. Кому-то другому я мог продать имущество только с разрешения компании. То есть я стал не инвестором, а арендодателем.
В документе был указан номер и тип станции, а также ее адрес. Компания Electro.ua брала на себя все расходы по обслуживанию зарядных устройств при их эксплуатации, кроме форс-мажорных обстоятельств — как ураган, взрыв, война
Также в договоре был существенный нюанс: если покупатель этой станции хочет досрочно вернуть средства, то он имеет право получить или деньги, или оборудование. Я поинтересовался, кто решает насчет этого «или». Оказалось, что суд.
Мне повезло, что компания, в которую я инвестировал деньги, пока что существует. Некоторые из инвесторов заключали договор с компанией Электролизинг, которая уже в конце 2020 года была «пустышкой» и просто перестала существовать. А этих инвесторов как-то перебросили на Electro.ua.
Однако, с юридической точки зрения, я не инвестор, а арендодатель. Поэтому теперь, когда я хочу получить деньги за зарядные станции, мне отвечают «забирайте оборудование, у нас нет денег».
Читайте также: 20% вложений агрессивного инвестора могут быть провальными
Также в договоре указывалось, что станции должны быть новыми и принадлежать только одному инвестору. Однако впоследствии я узнал, что владельцев у зарядных станций было несколько.
У меня, например, есть зарядная станция неподалеку от «Дарынка» на ул. Беломорская, 1, которая принадлежит еще 5−6 разным инвесторам. Причем большинство из них заключали договор раньше, чем я. Все инвесторы заплатили за эту станцию разные суммы: кто-то $3 тыс., другие — $4 тыс.
Electro.ua нарушили очень много пунктов договора. Например, в случае форс-мажорных обстоятельств, как карантин, они в течение трех дней должны были проинформировать клиентов, что у них нет возможности выплачивать проценты. Но они сделали рассылку об этом только в середине лета.
Есть ли шанс вернуть деньги
С октября прошлого года по сегодняшний день в группе пострадавших инвесторов Electro.ua количество участников выросло от 150 до 450 и появляются новые инвесторы, которые недавно вкладывали деньги.
Мои зарядные станции Electro.ua работают. Три из них точно знаю, где стоят, только четвертую почему-то не нашел даже на карте приложения. Одна электрическая зарядка на очень хорошем месте — рядом со ст. м. Лыбедская у заправки Glusco. Активно работает по несколько раз в день и безусловно приносит доход.
Мне несколько раз приходили провокационные сообщения типа: «Ваша станция демонтирована и ждет, пока вы ее заберете». А на самом деле я каждый день мимо проезжаю и вижу, что станция работает.
Я решил перепродать оборудование. По оценке компании EcoFactor, которая производит станции для зарядки электромобилей в Украине и за рубежом, себестоимость моих станций в три-четыре раза ниже той суммы, которую я заплатил за каждую из них. Как оказалось, оборудование для зарядки электромобиля реально стоит где-то $1200.
Читайте также: Не стоит проверять стоимость «своих» акций ежеминутно и читать много новостей
Сначала я позвонил в одну из крупнейших компаний — Autoenterprise. Там заявили, что есть возможность взять зарядную станцию в управление. Компания была готова перезаключить договор с локацией и самостоятельно обслуживать оборудование. За это я выплачивал бы Autoenterprise 150 грн/мес. из полученного дохода от этой станции.
Мне такой вариант понравился. Но, в конце концов, они просто затихли.
Летом 2020 года я увидел, что появилась подобная Electro.ua компания — Ionity, которая предлагает инвесторам 18% годовых в гривне с минимальным порогом входа 150 тыс. грн. Там заявили, что им не нравится ситуация на рынке электромобилей, которая сложилась из-за Electro.ua, поскольку обо всем этом становится известно. Поэтому изъявили желание все уладить.
Ionity предложила выкупить мою зарядную станцию за $900, поскольку она уже была в использовании. Эксперт компании объяснил, что большой разницы в цене между обычными и «скоростными» станциями нет. Все устройства идут с разницей около $1 тыс.
В компании сообщили, что на данный момент не хватает денег, чтобы полностью выкупить оборудование, и предложили заключить договор о лизинге: Ionity забирает эту станцию на год, выплачивает ежемесячно 18% и выкупает оборудование у инвестора год спустя. Было где-то 10−30 инвесторов, которые согласились на это, потеряв при этом 75% своих первоначальных инвестиций.
Я обращался к Ionity с собственным предложением: передать им оборудование в управление и делить доход, например 50 на 50. Я бы не продавал эту станцию, и возможно через несколько лет она бы окупилась или даже принесла бы какой-то доход. Однако компания на это не согласилась.
Случился лишь один альтернативный выход для инвестора Electro.ua. Один парень, который зашел в инвестиции с минимальной суммой $2 тыс., договорился, чтобы компания выплачивала ему проценты на специальную карту. Ею можно оплачивать зарядку электромобиля на станциях Electro.ua. Возможно через 3−4 года он вернет инвестированные деньги в виде зарядов своего авто.
Другие пошли путем суда: кто-то гражданским судопроизводством, кто-то — криминальным.
Между тем, некоторые филиалы Electro.ua начали закрываться, на некоторых станциях реально начали менять номера, некоторое оборудование уже разместили на сайте для сдачи в аренду.
Читайте также: То же самое, что валюта под матрасом, только на фондовом рынке
* История отображает личное мнение инвестора. Данный материал призван рассказать о практическом опыте героя и не гарантирует всестороннего освещения темы. Точка зрения «Минфина» может отличаться от точки зрения автора.