Убытки владельца судна
Что именно стало причиной блокировки, будут устанавливать независимые эксперты по урегулированию — диспашеры. Уже сейчас существует несколько версий, среди которых порыв ветра, ошибки в навигации и немореходность судна. От того, что именно официально признают причиной инцидента, будет зависеть вариант развития процесса урегулирования.
Скорее всего, судовладелец объявит общую аварию. Это означает, что в перечень убытков включат все расходы на снятие судна с мели. Спасательные работы и услуги, а также сопутствующие расходы пропорционально будут разделены между судовладельцем и всеми грузовладельцами.
Распределение будет сделано независимо от того, пострадал ли их груз и насколько. Этот довольно сложный расчет также проводят диспашеры. Согласно их отчету и производятся выплаты. Процедура предусматривает арест всех грузов в пунктах назначения до получения гарантий от страховщиков.
Другие пострадавшие стороны
Потери от инцидента несут не только владельцы судна, но и собственники канала. И здесь учитывается как ущерб, произошедший в результате простоя транзитного направления, так и из-за возможного экологического ущерба. Теряют и другие лица: владельцы грузов, владельцы других судов, фрахтователи
Как именно будет действовать страхование в этом случае? Здесь может сработать целый ряд страховых покрытий. В первую очередь, КАСКО для судна и ответственность судовладельца. Во-вторых, страхование грузов как на судне, которое перекрыло движение, так и на других, которые были заблокированы.
Обычно убытки, вызванные задержкой доставки предметов, не покрываются. Но страховка остается в силе, когда задержка груза произошла по обстоятельствам, не зависящим от страхователя или вынужденного отклонения от маршрута. Именно наш случай.
А вот потеря ожидаемой выгоды от своевременной продажи и доставки может попасть под исключение согласно Лондонских правил страхования грузов. Чтобы этого не произошло, существует так называемый Project cargo — покрытие, которое нужно покупать отдельно и включать в договор специальные предостережения.
Основные риски, покрываемые в соответствии с Project cargo — это физическое повреждение груза, повреждение судна, в том числе поломка оборудования на судне, а также общая авария.
Таким образом, страхование Project cargo также может помочь владельцам груза. В первую очередь, оно актуально для сложного и дорогостоящего оборудования, которое изготавливается на заказ. Например, для строительства объекта морем доставляется критически важный компонент, который нужно получить и установить согласно графика, чтобы продолжать строительство, вовремя сдать объект и генерировать прибыль.
У нас была практика использования такого покрытия при строительстве в Украине ряда солнечных электростанций с финансированием международных организаций. Но для отечественных предприятий в основном это экзотика.
Читайте также: Что будет с ценами на недвижимость при полном локдауне
Таким образом, возможностей для возмещения убытков основных участников инцидента много. А вот успешность их реализации будет зависеть от экспертов, а именно скорости и качества расчетов и условий договоров страхования.