Американский центробанк борется с самой высокой инфляцией за последние 40 лет. Взрыв цен стал последствием пандемии, вернее ответной реакции на нее регулятора, который начал заливать экономику деньгами, и российским вторжением в Украину.
Остановка печатного станка и повышение стоимости денег — главные пункты плана Федрезерва. В среду, 4 мая, регулятор повысил процентную ставку сразу на 0,5% — до 0,75−1% годовых. В марте ФРС уже увеличила ключевую ставку на 0,25%, а в июне сделает это снова.
Согласно консенсус-прогнозу Bloomberg, в следующий раз ставка снова будет увеличена на 0,5%, после чего повышение уже не будет столь агрессивным. На каждом заседании до конца года регулятор станет добавлять по 0,25%. В результате к декабрю диапазон базовой ставки достигнет 2,25−2,5%.
Руководство ФРС также объявило о намерении с 1 июня «начать сокращение портфеля гособлигаций, долговых обязательств государственных структур и обеспеченных ипотекой долговых бумаг».
Безусловно, курс регулятора на сворачивание ультрамягкой политики не радует инвесторов, однако уже и не шокирует их. Во-первых, рынок ожидал более активного закручивания гаек (многие эксперты прочили повышение ключевой ставки в этот раз сразу на 0,75%). Во-вторых, напряжение сняли комментарии Пауэлла о том, как ФРС оценивает текущую ситуацию, и что намерена предпринять в дальнейшем.
Читайте также: Чего ждать от заседаний ФРС в 2022 году
Пауэлл стал украинским Арестовичем
Главный месседж — отсутствие у Федрезерва планов еще активнее повышать процентную ставку. Рынок выдохнул: июньского повышения сразу на 0,75% можно не опасаться.
«Также позитива добавили слова главы ФРС о том, что нейтральной для экономики является ставка на уровне от 2% до 3%, то есть в пределах того, что и ожидали инвесторы. Ну и на закуску — по мнению руководства ФРС, индекс РСЕ (Personal Consumption Expenditures), которому регулятор отдает предпочтение при измерении инфляции, уже достиг своего максимума», — пишет в фейсбук Иван Компан, финансист, основатель First Kyiv Investment Club.
Помимо этого, на пресс-конференции Пауэлл озвучил ряд других важных решений ФРС:
- С 1 июня Федрезерев будет продавать казначейские облигации на сумму $30 млрд и ипотечные — на $17,5 млрд.
- Через три месяца объем продаж будет увеличен — до $60 млрд для казначейских и $35 млрд для ипотечных бумаг.
- На следующих заседаниях ФРС будет рассматривать повышение только на 50 б.п., рост на 75 б.п. пока не обсуждается.
- Главная цель ФРС — возврат инфляции к 2%.
- Ситуация в Украине и Китае приведет к росту цен в мире. Перебои в цепочках поставок продолжат нарастать.
- На рынке труда сформировался дефицит предложения.
- В экономике нет ничего, что указывало бы на то, что мы находимся на грани рецессии.
Впрочем, рынок услышал то, что хотел услышать, и этого было достаточно, чтобы инвесторы вновь воспряли духом, несмотря на самое жесткое за последние 20 лет повышение ставки.
Читайте также: Инфляция бьет рекорды: что делать государству, чтобы не добить экономику
Как отреагировали рынки
На рынки возвратился уже подзабытый оптимизм. Сразу же после оглашения решений ФРС индексы S&P 500 и Nasdaq Composite выросли на 3%, Dow Jones Industrial Average — на 2,8% (самый значительный рост с ноября 2020 года), евро укрепился по отношению к доллару (+1,1%), доходность 10-летних гособлигаций США сократилась с 3% до 2,9% годовых.
Рост показал и крипторынок. Биткоин за сутки прибавил 1,44%, эфир вырос на 3,06%. Общая рыночная капитализация криптовалюты с 3 по 5 мая выросла на $100 млрд (с $1,69 трлн до $1,79 трлн).
Читайте также: Апрель стал худшим месяцем для биткоина: какие цены увидим в мае
Что говорят эксперты
В отличие от рынков, большинство экспертов восприняли решение ФРС не столь радужно. Они считают, что регулятор недооценивает инфляционных угроз, а потому действует недостаточно решительно. Срез настроений в экспертной среде собрал The Bell.
Политика ФРС «все равно оказалась несколько «голубиной», — заявила The Wall Street Journal экономист Pimco. Соруководитель отдела инвестиций Thornburg Investment Management «был удивлен, увидев «голубиное» заявление ФРС, слегка пренебрежительное к инфляции».
Главный стратег JPMorgan Дэвид Келли в разговоре с FT отметил, что у ФРС, которая десять лет «ворковала, как голубь», пока, несмотря на попытки, не получается «кричать, как ястреб». По его мнению, регулятор снова возвращается к мягкой политике.
ФРС рассчитывает, что сокращение потребительского спроса из-за повышения базовой ставки будет сдерживать рост цен, но это рискованная стратегия, — сказал Bloomberg один из аналитиков: «Настоящая проблема возникнет в конце лета. Если инфляция останется ощутимо выше целевого уровня, а ставка ФРС будет близка к нейтральной, какова будет их реакция?»
Регулятор вложил в экономику «чудовищно много» денег и тянул с сокращением портфеля активов, — заявил WSJ сооснователь Beacon Economics. Властям теперь потребуется удача, чтобы обойти рецессию и при этом снизить инфляцию, — добавил бывший старший экономист ФРС Винсент Рейнхарт. По его словам, Пауэлла теперь можно только пожалеть, потому что он «думал, что делает что-то героическое», а в действительности лишь «играет в догонялки».
Агентство Fitch увидело в «стремлении ФРС загнать ставки в нейтральный диапазон до конца года» повышенную угрозу замедления роста и даже рецессии в США в 2023 году. В начале 1980-х США обуздали стагфляцию, подняв ставку до 20% и обрушив экономику, но на этот раз власти считают, что контролируют ситуацию, и рассчитывают на «мягкую посадку». Министр финансов США Джанет Йеллен, возглавлявшая ранее ФРС, в среду заявила, что регулятору для этого нужно быть «умелым и удачливым».
Читайте также: Прогноз инфляции на 2022−2023 годы. Как сохранить инвестиции
Почему майские решения ФРС США важны и для Украины
Комментарий финансового аналитика сайта «Минфин» Алексея Козырева:
Чем решение ФРС США грозит Украине? — В первую очередь, повышением стоимости заимствований на внешних рынках. Сейчас в Украине идет война и часть финансовой помощи Запада поступает безвозмездно. Но после её окончания мы столкнемся с этой проблемой в части подорожания получаемых международных кредитов. Это также приведет к необходимости повысить доходность украинских бумаг, чтобы привлечь инвесторов.
Кроме этого, постепенное повышение процентной ставки в США на фоне запаздывания ответных шагов со стороны ЕЦБ приведет к потенциальному усилению позиций доллара в мире и постоянной существенной волатильности пары евро/доллар на международных рынках.
Это будет, в свою очередь, провоцировать значительные колебания евро относительно гривны в Украине. И заставит всех импортеров, работающих с ЕС, закладывать в свои гривневые цены максимальный уровень котировок евро. Учитывая ситуацию в экономике Украины в период войны, это только добавит инфляционных проблем в стране.
Не стоит забывать и о том, что на фоне роста мировых цен на энергоносители и продукты питания ключевой задачей ФРС является снижение инфляции именно в США. Но, учитывая опять же проблемы ЕС с дефицитом энергоносителей и войну в Украине, особого снижения цен на топливо в ближайшее время ожидать не стоит. И это всегда плохо для Украины, которая остается энергозависимой.
При этом, на фоне роста цен на продукцию сельского хозяйства, что выгодно Украине, из-за войны и блокировки кораблями PФ Черного моря, наши аграрии не могут сейчас воспользоваться благоприятной конъюнктурой и «подстраховать» баланс внешней торговли валютными поступлениями от экспорта зерна.
Это создает предпосылки к дополнительному давлению на гривну в будущем на фоне потенциально усиливающегося доллара после каждого решения ФРС по повышению ставки.