Так ли это на самом деле, и сколько заработали инвесторы, принимавшие участие в самых громких IPO последнего десятилетия, написал РБК. «Минфин» публикует сокращенную версию статьи.

Alibaba

IPO Alibaba объемом $21,8 млрд состоялось 19 сентября 2014 года на Нью-Йоркской фондовой бирже и стало крупнейшим на тот момент в истории США. В первый день торгов акции Alibaba в моменте дорожали более чем на 40%.

Спустя четыре дня организаторы воспользовались своим правом купить дополнительные акции компании по цене размещения, в результате чего совокупный объем IPO вырос до $25 млрд, что сделало размещение крупнейшим в мире на тот момент за всю историю.

Акционеры продали примерно 15% капитала компании, Alibaba была оценена в $167,8 млрд, а в январе 2018 года стала второй азиатской компанией после Tencent, капитализация которой превысила $500 млрд. При этом в первые два с половиной года после IPO акции Alibaba колебались в широком диапазоне, и лишь весной 2017 года они начали уверенно расти.

Авторы статьи, опубликованной в «Бруклинском журнале корпоративного, финансового и коммерческого права», предполагают, что основатель компании Джек Ма выбрал NYSE, чтобы сохранить контроль над Alibaba. До проведения IPO организационная структура компании позволяла Джеку Ма и другому основателю, Джозефу Цаю, контролировать Alibaba, не владея большим процентом акций. Поэтому Ма решил отказаться от первоначальной идеи провести размещение в Гонконге и выбрал США, где разделение акционерного капитала на классы позволяет миноритарным акционерам сохранять контроль над публичными компаниями.

Facebook

IPO Facebook объемом $16 млрд состоялось 18 мая 2012 года на бирже NASDAQ. Компания годами отклоняла предложения о выкупе и выходе на биржу. Например, в 2006 году интернет-холдинг Yahoo пытался купить Facebook за $1 млрд, но Марк Цукерберг отказался. В конечном итоге компания оказалась вынуждена провести IPO, так как число ее акционеров превысило 500 и со следующего года она должна была отчитываться перед Комиссией по ценным бумагам и биржам США (SEC).

Акции разместились по верхней границе ценового диапазона, быстро начали снижаться и в течение трех месяцев подешевели в два раза. Бумаги смогли уверенно превысить цену IPO и начать долгосрочный рост лишь в августе 2013 года. По состоянию на 8 ноября 2021 года рост акций Facebook с момента IPO составил почти 900%.

Читайте также: Маргулан Сейсембаев об успехе «глупого» портфеля и почему наличие ума не гарантирует заработка

В рамках IPO было размещено 421,23 млн бумаг или 17,7% от капитала: 180 млн продала сама компания, а остальные — 241,2 млн — акционеры, включая Марка Цукерберга (30,2 млн акций), Джеймса Брейера и Accel Partners (57,7 млн акций), Питера Тиля (16,8 млн акций), Юрия Мильнера (45,7 млн акций), Goldman Sachs (24,3 млн акций) и Mail.ru Group (19,6 млн акций).

Uber

9 мая 2019 года сервис заказа такси Uber привлек в рамках IPO $8,1 млрд. Компания разместила 180 млн акций по $45 за штуку (почти по нижней границе диапазона $44−50) и получила рыночную капитализацию примерно в $82 млрд. Это стало рекордным значением со времени IPO Alibaba в 2014 году, однако не дотянуло до $90−100 млрд, на которые Uber первоначально рассчитывал.

По данным Wall Street Journal, размещение могло пройти и по более высокой цене, так как акции пользовались высоким спросом. Однако компания предпочла более консервативную оценку, которая позволила продать акции максимально большому числу институциональных (долгосрочных) инвесторов, а не хедж-фондам и физическим лицам.

Несмотря на хороший спрос и высокие ожидания, торги акциями Uber начались 10 мая с отметки $42 и завершились на уровне $41,57 — ниже цены размещения ($45).

В период с 1991 года акции лишь восьми из 53 компаний, которые по результатам IPO получили капитализацию как минимум в $10 млрд, подешевели в первый день торгов. По данным профессора Университета Флориды Джей Риттера, убыток инвесторов, купивших бумаги Uber по цене IPO, составили на закрытии первой торговой сессии $617 млн, что стало рекордным значением как минимум с 1975 года.

Читайте также: Кризис мирового автопрома, а мы покупаем акции BMW

Слабость размещения Uber можно объяснить тем, что на тот момент многие фонды с Уолл-стрит уже являлись инвесторами компании. Кроме того, перед IPO вышли данные, которые указывали на замедление темпов роста бизнеса. Убыток сервиса такси за 12 месяцев до марта 2019 года включительно достиг $3,7 млрд.

После размещения доля менеджмента в капитале Uber сократилась с 33,9% до 26,4%, доля SoftBank — с 16,3% до 12,8%, доля Benchmark Capital Holdings — с 11% до 8,5%, доля Public Investment Fund — с 5,3% до 4,3%, а доля Alphabet — с 5,2% до 4,2%.

Читайте также: Больше 35% за месяц: благодаря каким компаниям «заработал» лучший инвестор «Минфина»

Через десять месяцев после IPO цена акций упала до $13,71, а еще через 11 — поднялась в область $60. По состоянию на 5 ноября 2021 года бумаги торговались около $47, что примерно на 4,5% выше цены размещения.