По замыслу авторов законодательных изменений, новые нормы удешевят кредиты и упростят доступ к ним для малого и микробизнеса. Так ли это на самом деле и есть ли шанс, что новые нормы заработают, разбиралась в колонке для «ThePage» член Ассоциации юристов Украины, адвокат, партнер АО «Юрис Феррум» Надежда Гниздовская.
Новые нормы
24 сентября 2020 вступили в силу изменения в закон о госбюджете-2020 о предоставлении государственных гарантий и внедрении финансово-кредитных механизмов обеспечения граждан жильем (№ 873-IX).
В частности, в законе появились две новые статьи – 61 и 161. Изменения внесли для расширения доступа к кредитам для микро-, малых и средних предприятий, а также обеспечения украинцев жильем.
Новый закон установил особенности реализации норм о государственных гарантиях в 2020 году.
Так, в первом абзаце ст. 17 Бюджетного кодекса закреплено, что госгарантии могут предоставляться исключительно в пределах и по направлениям, определенным законом о госбюджете, по решению Кабмина.
Также там указано, что такие гарантии предоставляются с целью обеспечения выполнения долговых обязательств субъектов хозяйствования — резидентов Украины.
Но на основании закона №873-IX эта норма временно действует с момента его вступления в силу и до конца текущего года.
Читайте также: Кредиты под госгарантии. В 2021 году государству предстоит выплатить почти 5 миллиардов
Госгарантии на 5 млрд
На 2020 год государственные гарантии установили в объеме до 5 млрд грн. Они будут предоставляться по решению Кабмина после согласования с комитетом ВР по вопросам бюджета.
Гарантии предоставляются для частичного выполнения долговых обязательств по портфелю кредитов банков-кредиторов в размере не более 80% общей суммы долговых обязательств по портфелю кредитов и 80% по каждому отдельному кредиту.
Проще говоря, портфельные гарантии — это обязательство государства погасить банку до 80% кредитного пула (нескольких кредитов) предпринимателя, который не может выполнить их самостоятельно.
Получить такие гарантии смогут три категории лиц:
-
субъекты хозяйствования микропредпринимательства — ФОП и юридические лица с годовым доходом до €2 млн и количеством работников не более 10 человек;
-
субъекты хозяйствования малого предпринимательства — ФОП и юридические лица с годовым доходом до €10 млн и количеством работников не более 50 человек;
-
субъекты хозяйствования среднего предпринимательства — ФОП и юридические лица с годовым доходом от €10 до €50 млн и количеством работников от 50 до 250 человек.
Обязательное условие получения гарантии — быть резидентом Украины.
Читайте также: Доступные кредиты для бизнеса. Чего ждут предприниматели
Отсутствие однозначности
Положения закона №873-IX не дают однозначного понимания, по каким именно долговым обязательствам будут предоставляться государственные гарантии: по кредитам, которые уже предоставлены предпринимателям, или тех, которые предприниматели получат после вступления в силу закона.
Кабмин должен разработать и принять:
- порядок отбора банков-кредиторов, которые будут выдавать такие виды кредитов;
- условия предоставления государственных гарантий на портфельной основе;
- размер и вид обеспечения, которое оказывают такие субъекты хозяйствования для получения гарантий.
Государственные гарантии на портфельной основе предоставляются на основании договора, заключенного между Минфином и банком-кредитором.
В договоре обязательно устанавливаются:
- объем гарантийных обязательств и порядок их выполнения;
- права, обязанности и ответственность гаранта и кредитора;
- условия наступления гарантийного случая;
- срок осуществления выплат в случае наступления гарантийного случая;
- размер и порядок уплаты в государственный бюджет платы за предоставление гарантии;
- порядок погашения задолженности перед государством за выполнение гарантийных обязательств.
Существенным минусом является то, что закон №873-IX не содержит четких и однозначных норм, которые бы урегулировали механизм внедрения и порядок предоставления государственных гарантий на портфельной основе.
Порядок взыскания просроченной задолженности субъектов хозяйствования перед государством и перед банком-кредитором по кредитам, привлеченным под государственные гарантии на портфельной основе, устанавливается законодательством и соответствующим договором.
Взимает такую задолженность банк-кредитор. В дальнейшем в счет погашения задолженности перед государственным бюджетом перечисляется пропорциональная доля.
Вопрос обеспечения украинцев жильем
Закон №873-IX предусматривает также внедрение финансово-кредитных механизмов обеспечения граждан Украины жильем.
Новая статья 161 закона о госбюджете-2020 предоставила Минфину право по решению Кабмина выпускать облигации внутреннего государственного займа сверх установленного ранее объема.
В дальнейшем в обмен на выпущенные облигации покупаются акции дополнительной эмиссии акционерного общества, которое создано для внедрения финансово-кредитных механизмов обеспечения граждан Украины жильем.
100% акций такого юридического лица должны принадлежать государству в лице Минфина.
В этом случае предельный объем государственного долга, установленный законом о госбюджете-2020, соответствующим образом корректируется.
Также Минфин увеличивает соответствующие показатели финансирования государственного бюджета сверх объемов, установленных приложением №2 к закону о госбюджете-2020, на объем выпущенных облигаций внутреннего государственного займа.
Читайте также: Доступная ипотека. В Кабмине анонсируют новую кредитную программу
Выводы
В целом положительная идея законодателя предоставить предпринимателям госгарантии по кредитам и внедрить механизмы обеспечения граждан Украины жильем, скорее всего, так и останется на бумаге.
Нововведения выглядят декларативными, ведь четких процедур предоставления гарантий и отбора предпринимателей среди тех, кто захочет их получить (а 5 млрд явно на всех не хватит), не установлено.
Чтобы закон №873-IX был действенным, необходим порядок его внедрения и реализации, с разработкой и принятием которого нельзя затягивать, ведь новые нормы будут действовать еще чуть больше двух месяцев.