О сотрудничестве с МВФ и альтернативных вариантах финансирования
По итогам встречи с представителями МВФ в прошлую среду премьер сообщил, что Украине «удалось значительно продвинуться в выполнении своих обязательств». Что из домашнего задания уже выполнила Украина?
Мы уже выполнили четыре из десяти структурных маяков. То есть все, срок исполнения которых наступил. Проведена работа по сокращению неработающих кредитов. К примеру, в сентябре доля проблемных кредитов (NPL) в банковском секторе уменьшилась с 48% до 45,6%.
Наконец запущен рынок газа для частных потребителей, которые теперь могут самостоятельно выбирать поставщика газа. Также выполнены задачи по реформированию таможни и налоговой — созданы единые юридические лица, усовершенствован устав НАК «Нафтогаз» и внесены изменения в положение, которым регулировались заработные платы наблюдательных советов и правлений государственных компаний.
Это, кстати, было одним из проблемных вопросов, и сейчас он снят (правительство приняло постановление от 26 октября 2020 № 996 «Некоторые вопросы оплаты труда руководителей, членов исполнительных органов и вознаграждения членов наблюдательных советов субъектов хозяйствования государственного сектора экономики»).
Выполнение еще двух структурных маяков финализируется.
О чем идет речь?
В ближайшее время Нацбанк внесет в парламент законопроект о банках и банковской деятельности. А еще МВФ интересуют средства фонда covid — каким образом и на какие нужды они используются. Поэтому мы уже начали аудит этого фонда, хотя это не является структурным условием 2020 года. В целом, мы максимально придерживаемся всех сроков по выполнению наших обязательств.
Читайте также: Красный свет для расширения льгот «упрощенцам» и снижение пенсионного возраста
Остались ли вопросы, которые еще не закрыты, но без которых мы не сможем рассчитывать на транш?
Конечно, такие вопросы остаются. Но их решения не связаны со сферой деятельности Минфина и правительства. Речь идет об антикоррупционной сфере, реформе судебной ветви власти. Есть вопросы по Нацбанку, по конфигурации правления. Но, думаю, это вопрос чисто технический и НБУ его быстро решит.
Иными словами, решение Конституционного суда о частичной отмене антикоррупционной реформы может иметь определяющее значение в дальнейшем сотрудничестве с МВФ?
Это решение абсолютно негативно влияет на наши переговоры с МВФ, с Европейским союзом, со Всемирным банком. И риск не только в том, что мы можем не получить средства по этим программам. Есть риск того, что нас могут поставить перед необходимостью досрочно вернуть ранее взятые ссуды.
Вы сказали, что у МВФ есть вопросы по конфигурации правления НБУ. Имелась в виду история с замами Шевченко — Рожковой и Сологубом? Может ли их увольнение стать причиной свертывания программы сотрудничества с нашим основным кредитором?
Этот вопрос в сфере компетенции НБУ. Правительство никоим образом не вмешивается.
Читайте также: Что происходит в НБУ: как Шевченко поступит с опальными заместителями
Исходя из количества проблемных вопросов, оставшихся незакрытыми, вероятность замораживания сотрудничества с МВФ остается достаточно высокой. Будет ли это критично для наших госфинансов?
На сегодня мы видим фискальный разрыв, который может составлять ориентировочно $3,5 млрд в этом году. Это тот дефицит бюджета, который мы планировали, который мы предполагали финансировать. Из-за таких решений Конституционного суда у нас возникнет необходимость сокращать расходы и двигаться иным образом.
фото: Сергей Владыкин
Кстати, а как кредиторы оценили сам проект бюджета на следующий год, в частности, дефицит в размере 6% ВВП?
В «маяк», который заложен в мае на 2021 год, ориентир по дефициту бюджета для нас составлял 5,3% ВВП. Мы заложили в бюджет 6%. Но сейчас мы движемся на сближение по показателям. Мы фактически согласовали все остальные параметры бюджета с Фондом и договариваемся о показателе дефицита.
С другой стороны, есть надежда, что МВФ пойдет нам навстречу, и мы выйдем на параметры дефицита. Не думаю, что это является проблемой, которая может усложнить переговоры с МВФ. Это вопрос технический, я бы так сказал.
Говоря о сближении по показателям дефицита бюджета, о какой цифре идет речь?
Пока рано говорить о цифре, но мы идем на снижение, то есть меньше 6%.
За счет чего можно сократить дефицит?
Здесь два варианта: либо за счет сокращения расходов, либо за счет увеличения источников доходов. Пока об этом рано говорить. Мы получим проект бюджета из парламента после первого чтения, дальше уже сможем предложить наше видение.
Учтен ли в проекте бюджета будущий транш МВФ?
Да, в проекте бюджета на 2021 год средства МВФ учтены. Мы заложили $1,5 млрд и надеемся их получить. Еще в этом году планировались два транша по $700 млн. Есть надежда, что мы получим средства еще в 2020-м, по крайней мере, мы делаем все для этого возможное.
Если же транш будет выделен в 2021 году, это увеличит нашу выборку в следующем году и уменьшит необходимость заимствовать на внутреннем или внешнем рынке капитала.
Читайте также: В последние годы внешние кредиторы «вымели» из Украины $25 млрд
Что будет делать Минфин, если транша не будет?
Я такой сценарий даже не рассматриваю. Под средства МВФ подвязаны другие ресурсы. Это и финансовая помощь ЕС, и Всемирного банка, и наши евробонды, и другие кредитные ресурсы.
У нас внутренний рынок очень ограничен. Как будем действовать? Мы, конечно, разрабатываем альтернативные сценарии финансирования, но возможности Украины ограничены и условия таких сценариев гораздо менее привлекательны для Украины.
Есть и еще одна угроза нормальному финансированию бюджета. Продажи ОВГЗ на первичных аукционах уже обвалились до 0,4 млрд грн. Что будет делать Минфин, чтобы восстановить интерес инвесторов к украинским гособлигациям?
Подобный вывод по итогам одного аукциона некорректен. На этой неделе Минфин разместил ОВГЗ на сумму 2 млрд гривен. А в октябре на предыдущих аукционах Минфин еженедельно размещал ОВГЗ на 6−7 млрд гривен.
Минфин каждый вторник проводит аукционы по размещению ОВГЗ с учетом спроса банков — первичных дилеров и их клиентов на определенные инструменты долгового рынка. Объем свободной ликвидности банков и их клиентов, которая может быть размещена в ОВГЗ, нестабилен и колеблется в зависимости от многих факторов.
Возможно ли сейчас сделать какие-то прогнозы относительно запросов рынка?
Нет. Это вопрос конъюнктуры. Мы делаем все возможное, чтобы ОВГЗ оставались привлекательными и удобными инструментами для инвестирования.
Сколько в следующем году страна должна отдать долгов?
Погашение государственного долга предусмотрено в размере 439 млрд грн, а обслуживание долга около — 160 млрд грн. Если первое — это статья финансирования, то второе проводится за счет расходов. Для сравнения, в этом году на обслуживание государственного долга заложено около 136 млрд грн, тогда как на погашение государственного долга — 355 млрд грн.
И откуда возьмете средства, если все-таки новых заимствований не будет?
Как я уже говорил, мы разрабатываем альтернативные сценарии финансирования, но они — менее выгодные для страны, по сравнению с нашим базовым сценарием. Рынок капитала всегда может предложить варианты финансирования, вопрос только в их цене.
фото: Сергей Владыкин
О курсе гривны
В проекте бюджета-2021 заложен среднегодовой курс 29 грн за доллар. Не слишком ли это оптимистично, учитывая дефицит бюджета и непростые отношения с МВФ?
Во-первых, консультации с МВФ, касающиеся выполнения программы, продолжаются.
Во-вторых, курсовая динамика, кроме непосредственно монетарной политики, формируется под действием ряда внешних и внутренних факторов, как фундаментальных, так и ситуативных. При этом, в соответствии с положениями действующего законодательства, ответственным за валютно-курсовую политику является Нацбанк. Он не противодействует фундаментальным рыночным факторам, а лишь сглаживает чрезмерные курсовые колебания и обеспечивает поддержание ценовой стабильности.
Для Минфина курс гривны к доллару США является исключительно техническим показателем, который используется для расчетов бюджетных показателей. У меня нет страхов по поводу колебаний обменного курса гривны к доллару США, и я не вижу рисков существенной девальвации до конца года. Нет и фундаментальных макроэкономических факторов на этот счет. Но опять же, учитывая трудно предсказуемый глобальный эффект для экономики в результате распространения пандемии covid-19, прогнозировать значения высоковолатильных показателей достаточно сложно.
фото: Сергей Владыкин
О доступных кредитах
С момента старта программы «Доступные кредиты 5−7-9%» уполномоченные банки уже выдали около 5 тыс. займов на общую сумму около 11,6 млрд грн. Но бизнес жалуется, что реально получить льготный кредит практически невозможно. Почему программа не «взлетела»?
Мы не раздаем деньги, это — кредит. Соответственно, банки оценивают кредитную репутацию заемщиков и на основании этого принимают решение. Почти 70% отказов вызваны неудовлетворительными деловой репутацией заемщиков и финансовым состоянием их предприятий.
Несмотря на это, те объемы, которые мы сейчас выдаем, считаю приемлемыми. Конечно, большая часть идет на рефинансирование предыдущих кредитов. Но значительная часть также приходится на выдачу новых займов. Я вижу только позитив в этой программе и считаю, что она действует.
Читайте также: Что сделает НБУ, чтобы банки начали раздавать дешевые кредиты
Будет ли действовать эта программа в следующем году и сколько денег на нее будет выделено?
В следующем году на программу «5−7-9» предусмотрено 2 млрд грн. Скажу больше: заемщикам доступен инструмент портфельных гарантий. Там меньшие обязательства по залогам и другим сугубо банковским вещам. Кроме того, гарантии идут на портфель, что поможет расширить возможности кредитования. То есть те предприниматели, которые не смогли получить кредит по программе 5−7-9, возможно, смогут воспользоваться программой портфельных гарантий.
Государство анонсировало еще одну программу льготного кредитования — «доступная ипотека». Когда она станет действительно доступной? Заложены ли средства на это в проекте бюджета на следующий год?
Предполагается совершенно новая история, которая сделае покупку жилья доступной для граждан. Создается специальная компания, которая будет докапитализирована правительством и сможет обеспечить создание финансово-кредитных механизмов, а именно — запустить ипотечное кредитование и финансовый лизинг на жилье на приемлемых условиях.
Планируется, что такие кредиты будут предоставляться в сумме до 2 млн грн по низким процентным ставкам, приблизительно от 5 до 7% годовых на срок от 60 до 240 месяцев. Первый взнос — не меньше 20%. Предусмотрены определенные требования к жилью и ограничения по площади: на одного человека не больше 52 кв м. Речь идет, в первую очередь, о первичном рынке жилья.
Второе направление — финансовый лизинг на срок до 20 лет с процентной ставкой около 5% годовых и без уплаты первого взноса. Указанное направление финансирования будет направлено для сохранения рабочих мест, содействия в обеспечении жильем военных, полицейских и других служащих.
В общем, на первом этапе предполагается предоставить 12,5 тыс. ипотечных кредитов и приобрести 18,8 тыс. квартир в качестве финансового лизинга. В дальнейшем мы будем развивать и искать дополнительные источники финансирования для расширения программ.
Читайте также: Сколько реально стоит «дешевая ипотека под 10%»
Низкие ставки будут фиксированы на протяжении всего периода кредитования?
Да, государство берет на себя риски, в том числе инфляционные. Мы планируем уже в этом году провести докапитализацию компании и положить начало старту программ.
фото: Сергей Владыкин
О налоговых новациях
Недавно президент пообещал вернуться к вопросу введения налога на выведенный капитал (НнВК). Какая работа сейчас ведется в этом направлении?
Эта идея не новая, она уже обсуждается на протяжении 4 лет, но ключевыми вопросами остаются: первое — согласование с МВФ и второе — поиск компенсаторов.
Налог на выведенный капитал остается одной из ключевых красных линий сотрудничества с Фондом. Пока они не воспринимают конфигурацию НнВК, потому что это существенные потери бюджета. Но если будет понимание с компенсаторами, думаю, МВФ поддержит эту идею.
Вы, как министр финансов, сторонник введения НнВК?
Я могу быть сторонником только тех предложений, сроки выполнения которых я четко понимаю. Говорить давайте примем, а потом не иметь возможности реализовать — это будет безответственно. Должна быть реально просчитана история, четко понятная и с минимальными потерями для бюджета. Тогда можно думать о введении. Если это идея, которая несет большие риски и просто разрывает бюджет, то я такую идею не поддержу.
В следующем году должна быть проведена налоговая амнистия. Эту инициативу вы оцениваете положительно?
Планируется введение одноразового декларирования.
Скорее, назвал бы себя сторонником именно этой инициативы. Но считаю необходимым ввести методы, которые позволяли бы нам отслеживать способы незаконного обогащения в будущем.
Эта концепция, главными разработчиками которой мы являемся, по моему мнению, имеет право на жизнь.
То есть система, при которой платишь 5%, если несешь средства в банк, и 18%, если оставляешь кеш при себе, справедлива?
Объясню почему 18%. Именно столько процентов составляет ставка НДФЛ. Теоретически, если бы это была меньшая ставка, это был бы способ уклонения от уплаты налогов в будущем. Условно, я сказал, что у меня есть доходы на 1 млрд грн, я заплатил более низкую ставку и в будущем уже не плачу НДФЛ по ставке 18%. Чтобы предотвратить такую ситуацию, в концепции заложена ставка именно 18%. Хочешь держать деньги в кеше, уплати 18% из этой суммы, и все у тебя будет хорошо.
В Украине хотят изменить налог на недвижимость. Соответствующие изменения готовят в ВР. Расскажите об этой инициативе, как изменятся правила и почему?
Идея неплохая, она современная. И заключается она в том, чтобы считать налог от стоимости недвижимости, а не от квадратуры. Единственный вопрос — кто и как будет формировать цену на жилье и где она будет определяться.
Оценить рыночную стоимость объекта недвижимости сейчас можно только в процессе купли-продажи. И зависит цена от огромного количества факторов — района, этажности, инфраструктуры, даже панорамы из окна. Кто будет заниматься этим вопросом? Как вариант — органы местного самоуправления будут создавать отдельные учреждения, которые будут определять стоимость жилья. В целом, я эту историю поддерживаю, потому что на сегодня в Украине рынок недвижимости почти не облагается. Менять подход нужно однозначно.
Еще одна налоговая новация, которая наделала много шума, — запуск новых правил работы с РРО. Как вы оцениваете эту инициативу? Планируются ли здесь какие-то изменения?
Я положительно отношусь к внедрению новых правил РРО. Всем, кто выражает недовольство по этому поводу, говорю: раскройте структуру своего бизнеса, чем вы занимаетесь. Установить приложение на свой телефон и осуществлять расчетно-кассовое обслуживание за счет своего телефона — в чем здесь проблема?
На сегодня на фискальный сервер ГНС уже передано более 50 млн чеков, 46 тыс. программных аппаратов зарегистрировано, 2,2 тыс. субъектов хозяйствования, из них 82% ФОПы и 18% юрлица. Говорить, что программные РРО кому-то мешают? Разве что тому, кто хочет работать в тени.
Читайте также: Рада отложит введение кассовых аппаратов для ФОП до 2022 года
В общем, рассматривается ли еще вопрос проведения налоговой реформы?
Изменения в налоговое законодательство — это постоянный процесс. А значит, вполне справедливо будет утверждать, что реформирование в этой сфере у нас не завершалось.
Примером являются все те существенные изменения законодательства, которые были приняты в этом году. Минфин активно участвовал в подготовке ряда новаций в налоговой сфере, которые были направлены на упрощение условий ведения бизнеса, порядка уплаты налогов, недопущение уклонения от уплаты налогов и сборов. Мы делали все, чтобы не допустить снижения экономической активности налогоплательщиков на период карантина в связи с распространением коронавирусной болезни.
То есть этот процесс постоянный и Минфин прилагает максимум усилий, чтобы налоговые инициативы всех заинтересованных сторон отзывались в законодательстве на вызовы времени.
Беседовала Ирина Рыбницкая