Что изменится в работе регулятора после отставки Смолия, ожидать ли падения гривны и будет ли неконтролируемое печатание денег, на своей странице в фейсбук рассказал глава совета Нацбанка Богдан Данилишин. «Минфин» публикует сокращенный вариант публикации.

Как оживить кредитование

Кредитование в Украине находится в состоянии стагнации. Ограниченные жестким банковским регулированием, банки не кредитуют реальный сектор, отдавая предпочтение безрисковым вложениям в государственные ценные бумаги и депозитные сертификаты НБУ. Зато объем кредитов снизился до менее чем 25% от ВВП, а с учетом неработающих кредитов, доля которых превышает 50%, — вдвое меньше. Это самый низкий показатель среди сопоставимых с нами стран не только Европы, но и мира.

При этом уровень капитализации банковской системы больше чем вдвое превышает нормативный уровень. Это свидетельствует о том, что у банков есть значительный потенциал для расширения кредитования, однако они воздерживаются от этого как из-за собственной консервативной политики, так и из-за отсутствия стимула со стороны Нацбанка.

Читайте также: Как получить кредит 5-7-9% для бизнеса: инструкция

Процентные ставки по кредитам бизнеса составляют 15-18% при инфляции на уровне меньше 2%. Они учитывают не только стоимость денег в экономике, но и стоимость капитала, который «замораживается» из-за жестких требований регулятора к оценке рисков под кредитные операции банков.​

Учитывая это, Нацбанк должен осуществить следующие шаги:

  • Пересмотреть свое регулирование оценки банками рисков по кредитным операциям. Придерживаясь международных стандартов и принципов банковского регулирования, мы планируем устранить те пробелы в нормативно-правовых актах НБУ, которые сдерживают кредитование, и не являются критическими, с точки зрения финансовой стабильности.
  • Внедрить дополнительные инструменты по поддержке ликвидности банковской системы, в том числе, в направлении расширения перечня активов банков, которые они смогут предоставлять в качестве обеспечения под кредиты рефинансирования. Это позволит существенно увеличить ликвидность портфелей кредитов банков и их заинтересованность в кредитовании, прежде всего ипотеки и МСБ.
  • Совместно с Министерством финансов и наблюдательными советами государственных банков пересмотреть политики управления рисками этих банков с целью активизации кредитования предприятий реального сектора и государственных приоритетных проектов.

Реализация целостной концепции сочетания регуляторного инструментария НБУ и механизмов государственных гарантий позволит снизить стоимость финансирования для бизнеса с обеспечением умеренного риска.

Произойдет ли девальвация гривны

Все разговоры о курсе — это крики валютных спекулянтов, которые в последние годы наживались на финансовых спекуляциях и «пирамидах ОВГЗ». Им могу сказать — читайте условия нового Меморандума с МВФ.

Читайте также: Маркарова об ОВГЗ: Можно назвать это любой фигурой, но не пирамидой

На сегодня фундаментальных оснований для девальвации курса гривны нет. Текущий счет, который определяет фундаментальное значение курса национальной валюты, является положительным. Объем международных резервов Нацбанка составляет больше $28 млрд, что не только достаточно для сглаживания любых чрезмерных колебаний курса, но и значительно больше, чем весь объем наличной и безналичной гривны в экономике.

Поэтому мы готовы к проведению регулярных валютных интервенций на межбанковском рынке для сглаживания чрезмерного спроса на иностранную валюту в объеме, который будет для этого необходим.

Будет ли неконтролируемая эмиссия

Неконтролируемую эмиссию НБУ не будет проводить никогда и ни при каких условиях! Прежде всего отмечу, что эмиссия денег является одним из базовых функций центрального банка. Она должна быть достаточной для обеспечения экономической жизнедеятельности государства, однако не создавать давления на цены.

В результате падения экономической активности и кредитования экономики, уровень монетизации экономики Украины сократился до 36% ВВП – почти вдвое за последние 5 лет. Это существенно замедлило рост экономики, а инфляция намного ниже целевого значения.

Конечно, речь не идет о неконтролируемом увеличении денежной массы. Однако у регулятора есть достаточный инструментарий и пространство для более активного насыщения экономики финансовыми ресурсами.

Планирует ли НБУ «количественное смягчение»

Политика количественного смягчения предусматривает количественные ориентиры по выкупу активов (государственных и корпоративных ценных бумаг) на баланс центрального банка. Такую политику сейчас осуществляют центральные банки крупнейших стран мира, которые являются эмитентами резервных валют - то есть, валют, в которых хранит свои сбережения остальной мир. К применению такой практики в Украине следует подходить осторожно, учитывая потенциальные инфляционные риски.

Однако с учетом угрозы широкомасштабного кризиса как в фискальном секторе, так и в реальной экономике, Нацбанк может возобновить операции с ОВГЗ на вторичном рынке, что является стандартным инструментом регулирования ликвидности. Такие операции будут иметь целью поддержание ликвидности рынка ценных бумаг и контроль за кривой доходности на долгих сроках.

Читайте также: Преодолеть последствия кризиса удастся не ранее 2025 года

Такую политику успешно осуществляют уже более 10 банков развивающихся стран, в том числе, наши соседи – Польша и Венгрия.

Как повлияет смена главы

Нацбанк — государственная организация, функции которой определены законом. На их выполнение будут направлены усилия и ресурсы, которые есть в распоряжении НБУ.

Однако, целесообразно пересмотреть подходы к реализации денежно-кредитной политики в направлении усиления сбалансированности целей по достижению и поддержанию ценовой стабильности и экономического роста.

Вместе с этим должен быть расширен инструментарий монетарной политики и пересмотрены подходы к банковскому регулированию с целью стимулирования их кредитной активности.

Законодательные приоритеты Нацбанка

Требует изменений закон «О банках и банковской деятельности» в контексте совершенствования положений по работе с проблемными активами банков, закон «О Национальном банке» в контексте усиления сбалансирования целей Нацбанка и расширение контроля общества за его деятельностью.

На очереди также ряд законопроектов по регулированию рынков небанковских финансовых услуг – страховых компаний, кредитных союзов, других финансовых компаний, которые с 1 июля перешли под надзор НБУ.

Читайте также: Шевченко vs Лавренчук: Рейтинг претендентов на пост главы НБУ от читателей «Минфина»

Мы рассчитываем на дальнейшее плодотворное сотрудничество с профильным комитетом Верховной Рады по подготовке этих и других законопроектов, которые касаются финансового, в том числе, банковского сектора.

Меморандум с МВФ

Я лично всегда поддерживал и поддерживаю конструктивное сотрудничество с МВФ и мировыми финансовыми организациями.

Меморандум с МВФ по программе Стенд-бай предусматривает продление Нацбанком политики таргетирования инфляции и гибкого режима обменного курса, и обеспечения финансовой стабильности. Он содержит ряд мер, направленных на усиление эффективности монетарной политики и поддержки развития финансовых рынков, реформу управления государственных банков и решение проблемы неработающих активов в государственных банках, совершенствование банковского надзора.

Хочу заметить, что сотрудничество с МВФ происходит на институциональном уровне, а потому смена руководства государственного учреждения никоим образом не скажется на качестве сотрудничества с нашими международными партнерами.

Политика в отношении государственных банков

Государственный банковский сектор с 2017 года превышает 50% активов банковской системы Украины. Однако его значительный потенциал не используется в полной мере для стимулирования экономики и финансирования государственных проектов развития.

Международный опыт свидетельствует, что присутствие государства в банковском секторе позволяет поддержать экономику в период падения экономической активности, где роль государственных банков – обеспечивать контрциклическую политику противодействия кризисам. В то же время в Украине на историческом периоде государственные банки не только не стимулировали экономику, но и регулярно требовали средств на собственную докапитализацию.

Читайте также: Отставка главы НБУ. Кто заменит Смолия и что будет с экономикой

На сегодня украинские государственные банки достаточно капитализированы, прибыльные и ликвидные.

Я убежден, что имея такой мощный финансовый ресурс, мы должны активно его использовать для поддержки экономики и бизнеса. Поэтому совместно с Минфином, который отвечает за стратегию развития государственных банков, мы определим финансовые механизмы и необходимые регуляторные изменения для направления кредитных ресурсов.