Игра в банки
Некоторые из крупнейших небанковских организаций в криптовалютной отрасли, включая BitGo, BlockFi, Galaxy Digital и Genesis, расширяют услуги, чтобы удовлетворить спрос инвесторов на доллары, так как банки не хотят кредитовать частных лиц или компании, связанные с биткоином и другими цифровыми активами. Они кредитуют хедж-фонды, которым нужны наличные деньги, чтобы купить биткоин для сделки, которая почти гарантированно окупится. Годовая доходность криптовалютного актива колеблется в диапазоне 20−40%.
«Люди с деньгами — банки, брокерские фирмы — еще не вошли в это пространство, — отметил Джефф Дорман, директор по инвестициям в компании Arca Capital Management, специализирующейся на цифровых активах. — Все хотят занять доллары, но денег не хватает. Существует огромная нехватка наличных».
Процентные ставки в мире почти не растут уже более десяти лет, традиционные вклады предлагают всего 0,5%. Однако небанковские кредитные организации, работающие с цифровыми активами, берут двузначные проценты из-за сильной нехватки традиционных валют, таких как доллары и евро.
Ситуация усугубляется тем, что традиционные банки неохотно выдают кредиты на покупку криптовалют. Биткоин появился больше десяти лет назад, но с тех пор мало что изменилось. Большинство финансовых компаний избегают отрасли, которая, по их мнению, способствует отмыванию денег, незаконному обороту наркотиков и другой нелегальной деятельности.
Организации, которые готовы давать взаймы наличные деньги, получают высокую плату за риски, однако у них нет страховки FDIC и других средств для защиты клиентов. Кроме того, эту часть финансового мира нельзя назвать прозрачной.
«Все эти ребята — просто хедж-фонды, играющие в банки. Кредитный риск вполне реален», — добавил Дорман.
Читайте также: Цена в $1 млн и крах золота: самые яркие прогнозы на биткоин
Принцип торговли
Вот как работает сфера торговли. Все начинается с разницы между спотовой ценой биткоина и стоимостью деривативных контрактов, срок погашения которых наступает через несколько месяцев, что называется базисной торговлей. 15 марта биткоин торговался на уровне $56 089, в то время как июльский фьючерсный контракт на CME Group Inc. стоил $60 385.
Хедж-фонд может купить биткоин по этой цене-спот и продать июльские фьючерсы, соответственно, если биткоин упадет, деривативы будут расти в цене. 15 марта можно было зафиксировать спред в 7,7% между наличной и фьючерсной ценой. В годовом выражении это означает, что в течение 137 дней с 15 марта по 30 июля, когда истекает срок действия фьючерсного контракта, годовая доходность составляет 21%.
Тем не менее, хедж-фонду нужны наличные деньги, чтобы купить биткоин в рамках спотовой торговли, поэтому он был бы готов заплатить огромную ставку в 12% за кредит, пока он может заработать 21% — или 9% прибыли — на торговле. Спред между ценой-спот и фьючерсами в последние месяцы был еще выше.
«На прошлой неделе базисная торговля обеспечивала 42% годовых», — заявил на конференции Ассоциации фьючерсной индустрии Майкл Сэйлор, директор производителя корпоративного ПО MicroStrategy Inc., который с декабря купил 91 326 биткоинов на сумму около $5 млрд.
Один из аспектов данной сделки в том, что она почти безрисковая, если предположить, что CME Group не разорится как контрагент. Как только спотовые и фьючерсные цены будут зафиксированы, спред между ними будет означать вознаграждение за вычетом торговых сборов.
Читайте также:Разбогатевшие на биткоине миллениалы вкладываются в криптоарт
Инвесторам нужны деньги
Еще одним признаком нехватки наличных денег на этом рынке является то, что большинство кредитов в стейблкоинах, которые обычно обеспечиваются традиционными валютными резервами или корзиной других цифровых активов, также приносят высокую доходность. Это связано с тем, что стейблкоины, например, Tether и USD Coin, используются для покупки других криптовалют так же, как наличные деньги.
Безусловно, базисная торговля контролируется рынком, и недавнее падение биткоина примерно с $62 000 до $55 000 привело к сужению спреда между ценой-спот и фьючерсами. Если бы это произошло с августовским фьючерсным контрактом 23 марта, то базисная торговля принесла бы только 13,6%.
Тем не менее, такая торговля никуда не денется, пока на крипторынке не будет достаточно наличных денег, чтобы компенсировать разницу в цене, считает Джефф Дорман из Arca.
«Торговля за наличные, а также сделки кэрри-трейд на рынке биткоина уже достигли огромных масштабов, а теперь в поле зрения попал и эфир», — заявил он.
Мировую экономику наводнили триллионы долларов в традиционной валюте, но у криптоинвесторов по-прежнему мало денег. По состоянию на 28 февраля показатель денежной массы США, известный как М1, вырос с конца 2019 года более чем в четыре раза до $18,4 трлн. Как отметил Дорман, все эти деньги не могут обеспечить доходность хотя бы на уровне 4%, не говоря уже о двузначных цифрах, доступных в криптовалютной банковской системе.
«Эти люди еще не освоили пространство, — добавил Дорман. — Оно полностью изолировано».
Читайте также: Цифровое будущее денег: найдется ли место биткоину