Скандальная щедрость
Китай стал крупнейшим кредитором мира более чем декаду назад. Он обошел не только другие государства, но и международные финансовые институты: МВФ и Всемирный банк.
Китай, в основном с помощью своих государственных банков, выдал кредитов 150 странам примерно на 1,5 трлн долл. Несмотря на это, мало что известно об условиях этих займов. Есть разные теории, зачем Китай кредитует. Одна из них — чтобы продавать свои товары и услуги или получить доступ к местным ресурсам.
С такими кредитами связано немало скандалов. Так, на Филиппинах сумма была завышена в шесть раз, а Черногория с населением 0,5 млн человек задолжала за строительство дороги почти миллиард евро. Но мало кто видел кредитные соглашения.
Недавно группа исследователей смогла собрать и проанализировать сто таких договоров из общего количества более 2 тыс. Они охватывают 24 развивающиеся страны, общая сумма кредитов — 36,6 млрд долл. Результаты впечатляют.
Читайте также: Стоит ли избавляться от акций китайских компаний: три причины «за» и «против»
Тайна за семью замками
Прежде всего стало понятно, почему так мало информации. Большинство сделок содержат пункты о конфиденциальности условий. В частности, об объеме, ставке и целевом назначении средств. В отдельных случаях — даже о самом факте их предоставления.
Это особенно странно, учитывая то, что в большинстве случаев заемщиками являются правительство или государственная компания. То есть налогоплательщики не знают, сколько им придется выплачивать и за что. Причем, чем дальше, тем такие условия в сделках фигурируют чаще. С 2015 года эти нормы есть во всех контрактах.
«Долговые» ловушки
Хотя такие кредиты ставят перед собой иные цели, нежели заработать на процентах, китайцы для возврата средств делают все или даже немного больше.
Например, требуют приоритета перед другими кредиторами (норма «без Парижского клуба», 75% контрактов) или контролируют счета заемщика (30%).
Кроме того, все контракты содержат норму о «перекрестном дефолте»: если государство объявляет дефолт по другим кредитам, то это автоматически распространяется и на китайский кредит.
В 2010 году China Development Bank (CDB) предоставил $1 млрд Эквадору. Залогом служили поставки сырья. Заемщик обязался ежемесячно поставлять 450 тыс. барр нефти и 380 тыс. барр корабельного мазута.
Покупатель, государственная PetroChina, переводила средства продавцу, PetroEcuador, открытому в CDB. Эти средства можно было потратить только на погашение займа.
Еще сложнее схема была в проекте финансирования строительства порта в Сьерра-Леоне в 2017 году на $659 млн. Там было не четыре, а восемь сторон.
У проекта было несколько механизмов защиты кредитора: наличие частного инвестора, договор ипотеки в отношении активов, выделенные счета и страхование. Кроме этих условий, проект был гарантирован Минфином. Такие нормы не новы для коммерческих кредитов, но они немного необычны для межгосударственных займов.
Китайцы пошли дальше и изобрели новые нормы. Например, прекращение или даже ухудшение (что бы это ни значило) дипломатических отношений с Китаем приравнивается к дефолту и является причиной требовать к уплате всю сумму сразу.
Читайте также: КНР нанесла удар китайской фабрике богачей: кто на этом заработал
Обход национальных законов и сдерживание реформ
Китай вмешивается в экономическую политику. Причем если международные финансовые институты требуют от заемщика реформ, даже если страна не хочет их делать, то Китай требует консервации регуляторного поля.
Часто фигурируют трудовое и экологическое законодательство, которые с развитием экономики имеют тенденцию к усилению. К сожалению, исследователи не привели примеров.
В коммерческих сделках есть нечто подобное, но в более мягкой и логической форме. Там могут быть предусмотрены компенсации, если усиление каких-то законодательных требований увеличивает расходы по проекту, или иммунитет проекта от таких новых норм. В случае с китайскими кредитами это может означать дефолт.
Читайте также: Зачем Китай убивает свои лучшие компании и ждет инвесторов
Украина — не Африка?
Китайские кредиты в Украине в исследовании не упоминались. По нашим данным, у нас тоже было все перечисленное. Все такие кредиты выданные Eximbank of China и China Development Bank. Они являются кредиторами в 86 контрактах из 100 исследованных.
С прозрачностью тоже были проблемы. Например, не было информации о сумме займа (кредит «Политехмеду») или в отношении целевого назначения (кредит Государственной продовольственно-зерновой компании Украины, ГПЗКУ).
Для защиты инвестиций такие займы были гарантированы государством. Вмешательство в регулирование, но в мягкой форме. В частности, для получения кредита ГПЗКУ был принят закон, который выводил соглашение из-под действия закона о публичных закупках.
Важно, чтобы это не повторилось. Вскоре Украина планирует подписать с Китаем рамочное межправительственное соглашение о строительстве дорог. Чиновники уверяют, что Украина — не Африка, и не даст себя обмануть. Гражданское общество должно проконтролировать, чтобы так оно и произошло.
Читайте также: Зашли в Китай: почему вложились в акции китайских компаний и на кого поставили