Какие долги списывают бедным

Когда-то борец с кредитной задолженностью развивающихся стран Эрик Туссен выделил несколько признаков долга, который кредиторы обязаны списать бедной стране:

  1. Незаконный долг, при получении которого были нарушены определенные процедуры.
  2. Одиозный долг — когда он привлекался диктаторскими режимами.
  3. Коррупционный долг — когда средства шли не на развитие страны, а банально разворовывались.
  4. Нестабильный долг — когда его погашение грозит стране социально-экономической дестабилизацией, то есть перечисление денег кредиторам происходит за счет недофинансирования социальных статей расходов.

В дальнейшем данные принципы активно использовались ведущими мировыми учеными по вопросам долговой политики: Кеннетом Рогоффом и Кармен Рейнхарт.

Прецедент подобной аргументации есть и в Украине: мы не отдаем $3 млрд «долга Януковича», считая этот займ «одиозным долгом».

Читайте также: Мировой госдолг достигнет рекордных $71,6 триллиона в 2022 году

Три причины списать долг Украине

Сейчас у нас есть возможность применения пункта 4 для проведения реструктуризации госдолга Украины — он явно «нестабильный», то есть отвлекает средства государства от первоочередных задач: оборона, экономика, социальная система.

Но есть и другие причины.

На начало войны, валютный эквивалент госдолга Украины составлял примерно $90 млрд.

При ВВП на уровне 200 млрд на конец 2021 года, получаем показатель отношения «долг к ВВП» на уровне менее 50%. А критическим считается уровень более 60% (маастрихтские критерии евроинтеграции).

А теперь представим, что в 2022 году наш ВВП упадет до уровня $90−100 млрд, что вполне реально. Получаем соотношение долга к ВВП на уровне 100%!!! Это показатель страны-банкрота.

Да, в таких странах как Япония или США данный показатель выше. Но они одалживают в своих национальных валютах, а наш внешний и частично внутренний долг номинирован в евро, долларах и СПЗ.

Но ведь долговой маховик не останавливается.

Значительная часть внешней ликвидности приходит в Украину в виде новых долгов.
До конца года в форме кредитов и евробондов с нулевым купоном может быть привлечено дополнительно еще 30−40 млрд. То есть суммарный госдолг увеличится до $110−120 млрд и составит 120−130% ВВП!!!

Что это значит простыми словами?

Кредитная удавка будет затягиваться

Украина НАВСЕГДА попадет в долговую яму и НИКОГДА не сможет снять кредитную удавку. Такой уровень задолженности в иностранной валюте — однозначное зло.

Почему столь категорично?

Маастрихтский критерий в 60% рассчитан очень просто: исходя их двух базовых индикаторов. Это — дефицит бюджета не более 3% и темпы роста — более 5% в год (3/5×100 = 60%).

Очевидно, что в условиях войны дефицит бюджета у нас будет значительно больше 3%. А о темпах роста и мечтать не приходится — будет падение.

Так вот, в условиях падения, когда темпы ВВП отрицательные — даже кредит под 0,1% увеличивает нагрузку по обслуживанию долга. Кроме того, девальвация гривны увеличивает гривневый эквивалент валютных долгов и пропорционально усиливает стоимость обслуживания валютной задолженности для бюджета. Я уже не говорю о том, что прием страны с таким уровнем госдолга в ЕС весьма проблематичен.

Кто-то может сказать, что нам все спишут накануне вступления, но мы должны прекрасно понимать, что если ситуация сложится подобным образом и госдолг достигнет такой критической отметки, уровень субъектности и суверенности страны существенно снизится. Равно, как и вероятность внешнеполитического успеха.

Читайте также: Война сократит ВВП Украины на 45%, — прогнозирует Всемирный банк

Что делать?

В первую очередь реструктуризация долга (внешнего и внутреннего) на следующих принципах:

  1. Списание 50% долга.
  2. Отсрочка платежа на 20 лет.
  3. Снижение ставки по купону до 1−3%.
  4. Реструктуризации не подлежат оборонные облигации.

Это позволит снизить уровень госдолга до 45 млрд или 40−45% ВВП, то есть до относительно безопасного уровня.

Кроме того, в критерий 60% помещается еще $15−20 млрд новых кредитов, которые Украина должна будет привлечь до конца года для финансирования бюджетного дефицита.

В результате к концу года мы подойдем с размером госдолга на уровне до $60 млрд, маастрихтским критерием в 60% и сниженной нагрузкой на бюджет по обслуживанию долга (выплата процентов). Но для этого нужна реструктуризация долга.

Ищем виновных

А теперь, кто виноват, что подобное до сих пор не произошло? Колоссальное лобби финансовых спекулянтов в коридорах власти. Финансовые мародеры.

Простой пример: еврооблигации Украины с погашением в сентябре 2022 года котируются за 50% от номинала и могут принести покупателю доходность до 250% годовых!

Представляете, какой куш для тех, кто сейчас по-дешевке скупает украинские долги!
И какова цена инсайдерской информации о том, будет ли погашение! И какова цена принятия решения о реструктуризации как для государства, так и для частных инвестфондов!

Показатель доходности в 250% — это еще и хорошая иллюстрация на тему о том, должна ли Украина погашать «долги до последнего украинца» для сохранения своего реноме как заемщика.

Уровень рисков сейчас нивелирует любое реноме. И столь значительные финансовые жертвы лишь греют чей-то карман, а не создают наш престиж как заемщика.

В общем тут нужно политическое решение первых лиц страны.

Читайте также: Украина просит у «Большой семерки» $50 млрд на покрытие дефицита бюджета