► Подписывайтесь на телеграм-канал «Минфина»: главные финансовые новости
Инвестиции в другие страны
По его словам, наша банковская система инвестирует колоссальные средства в экономики других стран.
«Такая ситуация еще раз подтверждает обоснованность сохранения ставки налога на прибыль банков в размере 50%. Изъятие средств банков в государственный бюджет будет лучше способствовать цели финансового посредничества, чем если они останутся у банков, которые не способны адекватно обеспечивать перераспределение национальных сбережений под заемные проекты. Интересно, что НБУ все это видит и понимает, но выступает на стороне коммерческих интересов банков, а не национальных интересов государства», — написал Данилишин.
Состояние платежного баланса Украины и как его правильно диагностировать
По состоянию на сентябрь за последние 12 месяцев дефицит текущего счета достиг рекордных 28 млрд долл. США. Основная причина — превышение объемов импорта по сравнению с объемами экспорта. Об этом рассказал глава НБУ Андрей Пышный в колонке для «Интерфакс-Украина».
Стандартные инструменты: обменный курс и сокращение потребления, в частности за счет урезания бюджетных расходов.
Такая логика была оправданной для кризисов платежного баланса 2008−2009, 2014−2015 годов, но сейчас в Украине полномасштабная война, а кризиса нет. Украина не «проедает» международные резервы, а накапливает их.
Макрофинансовая система — устойчивая. Итак, есть более широкий контекст, с учетом которого нужно ставить диагноз экономике, и он звучит так: сегодня Украина решает общеевропейские задачи безопасности и получает для этого ресурсы от демократического мира.
С начала полномасштабного вторжения Украина получила более 155 млрд долл. США только финансовой помощи. В международной политике выделение ресурсов всегда преследует четкие цели или задачи. В нашем случае — это задача безопасности, в частности общей европейской, которую без Украины выполнить невозможно.
Это дает основания вполне оправданно закладывать достаточное международное финансирование в качестве базового предположения (вероятность реализации которого превышает 50%) в прогноз НБУ и строить на этой основе решения по политике.
В то же время иметь предварительно разработанные планы на случай «а что, если нет?».
В этом случае одного дефицита текущего счета недостаточно для выводов о вероятности кризиса платежного баланса даже по учебнику. Так, если рассматривать средства на поддержку Украины как гранты (или инвестиции), что более точно отражает их истинную экономическую природу, то текущий счет будет сбалансированным или даже покажет профицит.