Ее цель — улучшить осведомленность граждан и напомнить им об основных правилах безопасности при безналичных расчетах, особенно в интернете.

С начала полномасштабного вторжения наблюдается увеличение проявлений кибермошенничества и киберпреступности. Сумма ущерба от незаконных действий и мошеннических операций с использованием платежных карт растет. Так, за 2024 год, по сравнению с 2023 годом, этот показатель увеличился более чем на треть (37%) — до общей суммы 1,1 млрд гривен.

Самой распространенной причиной мошенничества с платежными картами в Украине, как и в мире, традиционно остается социальная инженерия. То есть, когда клиенты самостоятельно разглашают личные данные, реквизиты платежных карт, логин и пароль доступа к мобильному и интернет-банкингу, подтверждающие коды и пароли для проведения платежных операций или для входа в платежное приложение.

Поэтому улучшение знаний и навыков граждан в сфере безопасного использования платежных карт и интернет-банкинга позволит им более осмотрительно пользоваться безналичными расчетами и уберечься от мошеннических схем и ловушек в виртуальном пространстве.

«Финансовые платежные учреждения постоянно усиливают меры безопасности, чтобы уберечь средства клиентов, поэтому мошенники все больше усилий направляют на социальную инженерию и все чаще выманивают чувствительные данные у пользователей. Об этом свидетельствуют данные, полученные от поставщиков платежных услуг: 84% от общей суммы всех убытков было вызвано именно социальной инженерией. Таких случаев можно было бы избежать, если бы украинцы лучше знали правила безопасного использования платежных карт и интернет-банкинга. Чтобы напомнить их гражданам и дать больше информации о возможных мошеннических схемах и способах противодействия кибермошенникам, мы начинаем новую волну информационной кампании #ШахрайГудбай», — прокомментировал заместитель Председателя НБУ Алексей Шабан.

«Каждое мошенничество начинается с доверия — именно на этом играют аферисты, заставляя говорить, нажимать, устанавливать. Их главное оружие — не сложные технологии, а легкомыслие, эмоции и недостаток знаний о безопасном поведении в цифровой среде. Поэтому наша цель — не только выявлять преступников, но и предотвращать правонарушения. Кампания #ШахрайГудбай — это совместная инициатива Национального банка, киберполиции и Госспецсвязи, благодаря которой каждый украинец сможет узнать, как защитить себя и близких от финансовых ловушек. И даже несколько простых действий могут уберечь ваши данные и средства», — отметил начальник Департамента киберполиции Национальной полиции Украины Юрий Выходец.

«Есть известная фраза, что болезнь лучше предотвратить, чем ее лечить. Так же мы можем сказать и о киберпространстве: лучше заранее изучить и соблюдать правила безопасного поведения в онлайн-пространстве, чем пострадать от действий киберзлоумышленников, потерять из-за неосмотрительности или незнания важные личные данные или средства. Информационная кампания #ШахрайГудбай — важное просветительское мероприятие, которое, уверен, поможет многим украинцам усилить навыки кибергигиены и повысить осведомленность о платежной безопасности», — отметил Председатель Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины Александр Потий.

«Среди самых распространенных схем финансового мошенничества — звонки от псевдосотрудников банка, фальшивые сообщения о блокировке карт или просьбы срочно перевести средства „для безопасности счета“. Это типичные сценарии, которые ежедневно ставят под угрозу средства украинцев. Чтобы предотвратить такие преступления, необходимо четко понимать, как правильно действовать в той или иной ситуации. ПроКредит Банк постоянно поддерживает инициативы, направленные на защиту пользователей финансовых услуг и повышение их осведомленности о киберрисках. Тема кибербезопасности является важной для всего банковского сектора. Участие в кампании #ШахрайГудбай — это наш вклад в общие усилия по повышению платежной безопасности и финансовой грамотности потребителей. Прозрачность и ответственность всех участников финансовой экосистемы — как институтов, так и клиентов — являются важными составляющими надежной банковской системы», — отметил Председатель Правления ПроКредит Банка Александр Повшедный.

В ходе кампании Национальный банк вместе с около 80 партнерами сконцентрирует усилия на разъяснении потребителям финансовых услуг основных элементов платежной безопасности, в том числе по следующим вопросам:

• как проверять сайты, чат-боты, на которых пользователи вводят свои платежные данные;

• как безопасно покупать в Интернете;

• как защитить свой финансовый номер телефона;

• как избежать наиболее распространенных схем мошенничества;

• как случайно не стать соучастником преступления и не попасть в ловушку мошенников при поиске работы;

• как защитить свои аккаунты;

• как создавать сложные и уникальные пароли;

• как настраивать многофакторную аутентификацию.

Информационная кампания продлится до конца года во всех регионах Украины. В ее рамках Национальный банк вместе с партнерами будут информировать граждан о том, как уберечься от платежного мошенничества, в частности, в рамках кампании планируется:

• размещение плакатов на биллбордах, ситилайтах, общественном транспорте, остановках общественного транспорта;

• размещение видеороликов на мониторах в ЦНАП, ТРЦ, АЗС, торговых заведениях, в отделениях банков, магазинах мобильных операторов, метрополитене, вокзалах, поездах «Интерсити», сервисных центрах МВД Украины, центрах занятости;

• размещение плакатов и брошюр в помещениях центров занятости, центров по оказанию бесплатной юридической помощи, отделения полиции;

• размещение публикаций в социальных сетях, медиа, телеграмм-каналах, сайтах партнеров;

• участие в тематических радиоэфирах и сюжетах на телевидении;

• выпуск социальной газеты для людей старшего возраста о платежной безопасности и ее распространении в сервисных центрах Пенсионного фонда Украины;

• проведение конкурсов, вебинаров и другие образовательные мероприятия для учащихся, студентов, педагогов;

• осуществление смс- и e-mail-рассылки;

• размещение социального видео/аудиоролика на телевидении/радио.

Также вся полезная информация будет собрана на специальной веб-странице кампании #ШахрайГудбай.

Генеральные партнеры: Министерство внутренних дел, Министерство социальной политики Украины, Министерство молодежи и спорта Украины, Безвозмездная юридическая помощь, Государственный центр занятости, Простір, Киевстар, Lifecell, Райффайзен Банк, Укрэксимбанк, Приватбанк, Megogo Образование, Eset, Армия FM, Опендатабот, Yasno — поставщик электроэнергии, газа и решений по энергоэффективности.

Информационные партнеры: Ощадбанк, Укргазбанк, ПУМБ, Укрсиббанк, Универсал Банк, Сенс Банк, Креди Агриколь Банк, ОТП Банк, Кредобанк, ПроКредит Банк, А-Банк, Банк Восток, Банк Кредит Днепр, МТБ Банк, Аккордбанк, Глобус Банк, Идея Банк, Радабанк, Пиреус Банк, Коминбанк, Банк Клиринговый Дом, Агропросперис Банк, Банк инвестиций и сбережений, Асвио Банк, Индустриалбанк, Sky Bank, RwS bank, Банк Грант, Кредитвест Банк, Кристалбанк, Европейский промышленный банк, Банк Украинский капитал, Поликомбанк, Мотор-Банк, Банк Фамильный, Украинский банк реконструкции и развития, Банк Траст-Капитал, Первый Инвестиционный Банк, БТА Банк, НАБУ,Mastercard, Portmone,NovaPay, EasyPay, Фокстрот, BlaBlaCar, WOG, Socar, Amic Energy, Всеукраинский молодежный центр, ВСАД «IT-бабушки», city24, Tenet, ТРЦ «King Cross Leopolis» (Львов), ТРЦ «Оазис» (Хмельницкий), ТРЦ «Hollywood» (Чернигов), ТРЦ «Nikolsky» (Харьков), ТРЦ «Подоляны» (Тернополь), ТРЦ «Lavina Mall» (Киев), ТРЦ «Woodmall» (Хмельницкий), ТРЦ «Ocean Plaza» (Киев), ТРЦ «Avenir Plaza» (Буча).