► Читайте «Минфин» в Instagram: главные новости об инвестициях и финансах
Применение таких механизмов может свидетельствовать о разработке и использовании схем с целью уклонения от уплаты налогов, заключающихся в искусственном распределении ведения бизнеса юридического лица через других хозяйствующих субъектов, в частности привлечение физических лиц-предпринимателей, имеющих право применять упрощенную систему налогообложения.
Об этом говорится в письме НБУ в банки, небанковские учреждения и банковские ассоциации.
Нацбанк направил банкам и небанковским учреждениям примеры и признаки, которые могут свидетельствовать о связях между юридическим лицом и ФЛП (Группа).
По мнению Национального банка, такими признаками могут быть:
- случаи предоставления одним лицом в финансовое учреждение пакета документов
- общий адрес места нахождения юридического лица и ФЛП;
- общее место реализации товаров и услуг (адрес магазина, интернет-сайта);
- юридическое лицо и/или ФЛП имеют общих собственников, представителей,
- бухгалтеров, доверенных лиц;
- у ФЛП обычно нет необходимых ресурсов для ведения деятельности,
- включая деятельность с юридическим лицом;
- О связях между юридическим лицом и ФОПами могут свидетельствовать также другие признаки, в частности характер операций, включая их объем, регулярность и цель.
Дополнительными признаками принадлежности клиентов к Группе могут быть:
- значительные поступления на счета ФОП от юридического лица или других субъектов Группы;
- уплата юридическим лицом услуг ФОП, стоимость которых сложно оценить (аренда, маркетинговые, информационные услуги, реклама
и т. п. ); - предоставление юридическим лицом финансовой помощи ФЛП;
- значительный объем финансовых операций по счетам вновь ФЛП;
- осуществление ФОП финансовых операций в течение короткого периода времени
- (два-три месяца) на общую сумму, достигающую предельного объема дохода на год в соответствии с выбранной группой налогоплательщиков;
- последовательное осуществление группой ФОП деятельности, указанной в предыдущем абзаце;
- использование одного платежного терминала финансового учреждения несколькими субъектами ведения хозяйства.
Вышеуказанный перечень признаков не является исчерпывающим. Финансовые учреждения имеют право определять самостоятельно другие признаки, которые могут свидетельствовать о соответствующих связях.
В НБУ отметили, что дистанционный способ установления деловых отношений в этом случае имеет высокие риски непринятия финансовыми учреждениями надлежащих мер в сфере противодействия отмыванию средств / финансированию терроризма (ПОС/ФТ), что требует введения действенных мер по организации надлежащей системы ПОС/ФТ, включая процессы надлежащей проверки клиентов и управлению рисками.
Как отметил регулятор в письме, если по результатам анализа установлена принадлежность клиентов к Группе, есть основания полагать, что деятельность субъекта хозяйствования может быть связана с уклонением от уплаты налогов, соответственно финансовые учреждения должны уведомить Госфинмониторинг о таких финансовых операциях (деятельность), а также принять решение о дальнейших деловых отношениях с учетом выявленных рисков в порядке, определенном законодательством в сфере финансового мониторинга.
«Соблюдая эти рекомендации, банки и небанковские финансовые учреждения смогут усовершенствовать свои внутренние системы предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения и повысить эффективность управления рисками», — говорится в сообщении Нацбанка.