Сколько посылок получают украинцы
Министерство финансов описывает «почтовые» положения нового законопроекта, как борьбу со злоупотреблениями. И приводит число в 51,5 млн необлагаемых посылок, импортированных в Украину в 2023 году, — мол, на каждого украинца, включая пенсионеров, приходится по два ввезенных пакета, что свидетельствует об использовании «лазеек». Соответственно, их нужно закрыть.
Но это нормальная ситуация для почтово-логистического рынка, особенно в условиях развития электронной коммерции. К примеру, в соседней Польше на каждого гражданина приходится 3,3 импортированных посылки в год, а в Германии — вообще 8,7. И речь о «лазейках» в этих странах не идет, потому что все понимают важность международной торговли.
В борьбе со злоупотреблениями новый законопроект рискует достичь совершенно противоположного результата: где создают больше ограничений, появляется больше людей, которые хотят их обойти.
Соответственно, полная отмена беспошлинных лимитов приведет к еще большему расцвету контрабанды и «серых» схем, к которым прибегают недобросовестные участники рынка.
Особенности регулировки
Некоторые деятели отмечают, что новая инициатива отвечает нормам Европейского союза. Отчасти это правда — в ЕС действительно нет беспошлинных лимитов, с каждой посылки уплачиваются налоги. Но есть большие «но».
Во-первых, с 2021 года в Европейском союзе официально заработала система The Import One Stop Shop (IOSS). Ее разрабатывали несколько лет, готовили все страны-члены к имплементированию и после тестового периода запустили полноценно. Она значительно упрощает декларирование и уплату НДС при импорте товаров в Европейский Союз.
Во-вторых, на рынке есть так называемые ИНКОТЕРМС — международные условия торговли. Среди них есть DDU (Delivered Duty Unpaid — доставка без оплаты пошлины) и DDP (Delivered Duty Paid — доставка с оплатой пошлины). Этими условиями регулируют, собственно, налогоплательщика — им может быть поставщик или покупатель.
В Европейском союзе действует условие DDP. Это значит, что налоги платит отправитель — производитель, международная онлайн-площадка — соответственно, жители ЕС освобождаются от дополнительных расходов на заказ из-за границы. В Украине же пока действует DDU — таким образом, пошлину платит только получатель, потому что другие механизмы не предусмотрены.
В целом украинский рынок готов к «европейской модели». Но он нуждается в соответствующих инструментах и понятных процессах.
А для этого нужно начать с адаптации национального законодательства — в частности, Таможенного кодекса и закона «Об электронной коммерции». И стоит помнить, что это не быстрый процесс — в ЕС на подобную трансформацию ушло около пяти лет.
Проблемы администрирования
Отсутствие законодательной базы приводит сразу к двум негативным последствиям.
Во-первых, администрирование налогов ложится на плечи почтово-логистических операторов. Это серьезный вызов для каждого бизнеса — количество посылок, которые нужно будет прорабатывать, вырастет в сотни раз.
Сейчас таких мощностей нет ни у одной украинской компании. Следовательно, бизнесам придется компенсировать затраты увеличением стоимости собственных услуг.
Во-вторых, одна из целей нового законопроекта — повысить поступления в бюджет. Но за счет увеличения налогов из заграничных отправлений достичь этого вряд ли получится.
По нашим оценкам, только их администрирование будет обходиться минимум 100 грн за одну посылку, что несоразмерно взимаемым налогам.
Статистика и опыт показывают, что рынок и государство выигрывают, когда развивается электронная коммерция. Например, если в прошлом году наш почтовый оператор «Росан» уплатил в бюджет 219 млн грн налогов, то в этом году этот показатель, по нашим прогнозам, увеличится до 275 млн грн.
Чтобы наполнять бюджет на средства электронной коммерции, ее нужно поощрять, а не наоборот.
Потребности для фронта
Полномасштабное российское вторжение сильно навредило украинской экономике и благосостоянию обычного украинца. Покупательная способность вместе с другими метриками ухудшается третий год подряд. Зарубежные магазины и онлайн-площадки стали для граждан едва ли не главной возможностью покупать качественные вещи и товары по адекватным ценам.
Из-за нового законодательства может исчезнуть целый сегмент онлайн-покупателей. По нашим оценкам, это приведет к уменьшению объемов рынка — собственно, количества посылок — минимум на 30%, что отрицательно скажется как на рынке, так и на экономике в целом.
Кроме того, во время великой войны украинцы стали гораздо чаще покупать военные и близкие к военным товары именно за границей. По нашим данным, каждая 20 посылка предназначена для фронта: это тактическая одежда, амуниция, запчасти для дронов, электронных приборов
Читайте также: Правительство готовит повышение налогов: самое неблагоприятное предложение для экономики
При условии принятия законопроекта нашим защитникам и волонтерам придется либо значительно переплачивать за эти товары, либо совсем от них отказываться.