Как изменилось бронирование
Весомым изменением с июня стало то, что срок бронирования увеличили с 6 до 12 месяцев. И теперь это напрямую связано со сроком, на который предприятие получает статус критического для функционирования экономики.
Кроме того, можно бронировать всех работников, независимо от дефицитности их военно-учетной специальности. Раньше только при бронировании руководителей не считались с дефицитностью ВУС.
Бронирование стало более доступным и благодаря тому, что в приложении «Резерв+» можно обновить данные и сгенерировать электронный военно-учетный документ, поэтому люди получили уникальный номер из «Оберігу», необходимый для бронирования без личного посещения ТЦК и СП.
«В то же время до сих пор есть определенное количество IТ-специалистов критически важных компаний, которые не могут встать на учет как военнообязанные, особенно после снижения мобилизационного возраста с 27 до 25 лет, и обновить военно-учетные документы без обязательного личного посещения ТЦК», — рассказал старший юрист Львовского IT Кластера Дмитрий Козярин.
Что мешает бронированию
Как и раньше, блокером в бронировании во Львовском IТ-кластере называют то, что нельзя бронировать более 50% военнообязанных работников. «Чтобы повысить квоту для своей компании, можно обратиться в Минцифры, которое предоставило компании статус „критической“. Но на практике этим так и не начали пользоваться, а норма остается максимально субъективной», — рассказывает Дмитрий Козярин.
«Также не совсем понятна норма о необходимости предприятия подтвердить, что все военнообязанные обновили свои данные именно за 60 дней. Возникает вопрос: а если работник нарушит этот срок, обновит данные на 65-й день, уплатит штраф, согласно требованиям админзаконодательства, какие риски в таком случае? Можно ли тогда бронировать человека? Этот вопрос открыт», — дополняет юрист.
Об электронном бронировании
Руководитель через личный кабинет в «Дії» подает список работников, которых хочет забронировать. И подписывает заявление электронной подписью. «Дія» автоматически проверяет компанию и специалистов в реестрах:
- является ли предприятие критически важным;
- трудоустроен ли работник официально;
- есть ли данные работника в реестре «Оберіг».
«Дія» отправляет ответ о результатах бронирования в личный кабинет руководителя по каждому работнику. Если есть отказ — указывается причина. Если ответ положительный — у работника обновится информация в приложении «Резерв+».
«По сути, в «Резерв+» можно выяснить, есть ли о человеке данные в реестре «Оберіг». Он позволяет понять свой статус и, если это «На учете», можно без проблем бронироваться», — комментирует Дмитрий Козярин.
Также выписку о бронировании можно будет скачать на портале и, при необходимости, распечатать.
Плюсы процедуры
По наблюдениям юриста Львовского IT Кластера, который консультирует компании:
1. Человека можно забронировать, вне зависимости от того, есть ли у него актуальный вывод военно-врачебной комиссии о состоянии здоровья.
2. Не нужно заполнять информацию о званиях и военно-учетных специальностях.
«Очень часто были проблемы с отображением звания или соответствующей ВУС в реестре „Оберіг“, а бумажная форма подачи документов возлагала обязанность заполнить эту информацию. Так что военнообязанному нужно было обращаться в ТЦК, поскольку только там можно было это решить», — добавляет Дмитрий Козярин.
3. Не нужно оформлять отсрочку на основании бронирования непосредственно в ТЦК и СП. Ведь после получения согласования на портале «Дія» информация автоматически подтягивается в «Оберіг», а из него — в приложение «Резерв+».
4. Отныне весь процесс бронирования — от момента подачи списков до момента получения ответа — длится не более часа.
С какими проблемами столкнулись
1. К общему количеству военнообязанных система относит не только наемных работников по трудовым договорам, но и гиг-специалистов.
«Так не должно быть, ведь военный учет на предприятии ведется только по наемным работникам по основному месту работы», — объясняет юрист.
2. На портале «Дія» предусмотрена возможность сделать «выписку о бронировании», которая является подтверждением бронирования. Однако такая функциональность еще не запущена, и она только находится в стадии разработки.
3. Информация о работнике не всегда отображается в выписке в «Дії» из реестра «Оберіг», хотя и представлены все документы в Пенсионный фонд, а в личном кабинете есть соответствующая запись об основном месте работы.
Какие статусы можно увидеть в «Дії»
Мы спросили у пресс-службы «Дії», какие статусы могут поступить в электронный кабинет руководителя, когда человека подают на бронирование.
После получения услуги «Сведения о работниках» из реестра «Оберіг» руководитель получит результат в виде PDF-файла, где показан список всех военнообязанных работников компании, данные о которых есть в Пенсионном фонде и в Реестре военнообязанных. По каждому указывается один из трех статусов:
1. «Забронирован» и сроки бронирования.
2. «Не забронирован» (т.е. его можно подать в списках на бронирование и оно должно быть успешным).
3. «Не подлежит бронированию» и почему.
Причина будет указана одна из:
- Не состоит на военном учете.
- Исключен из военного учета.
- Призывник.
- Имеет отсрочку.
- Имеет бронирование по другому предприятию.
- Снят с военного учета.
- Резервист.
После получения услуги «Бронирование работников» руководитель получит результат в виде PDF-файла, где показан список всех сотрудников, представленных на бронирование со статусом результата. По каждому из них указывается один из двух статусов:
1. «Забронирован» и сроки бронирования.
2. «Не забронирован» и почему.
Читайте также: Бесконечные штрафы: как правильно обжаловать и не платить 25,5 тыс грн ТЦК
Причина может быть указана одна из:
- Обязательные поля не заполнены или заполнены неправильно.
- Человек не найден в Реестре военнообязанных.
- Человек не трудоустроен на предприятии.
- Человек не подлежит бронированию.
- Найдено более одного человека в Реестре военнообязанных.
- У человека уже есть активное бронирование.
- Техническая ошибка, подайте человека на бронирование еще раз.