Согласно проекту Госбюджета, в 2024 году прожиточный минимум вырастет, однако, ненамного. Но эти суммы далеки от того, что гарантирует достойный уровень жизни для людей и, очевидно, в ближайшее время ситуация кардинально не изменится, учитывая, что в стране война и приоритеты несколько смещены.

До начала войны неоднократно поднимались вопросы обеспечения достаточного уровня жизни населения, так как номинально это один из приоритетов социально-экономической политики Украины.

Однако, из-за социальной чувствительности этого вопроса и медленного экономического развития никак не удавалось осуществить глубинные и структурные изменения в социальной сфере, которые назревали годами.

В частности, формирование прожиточного минимума имеет большое значение, поскольку именно прожиточный минимум является базовым государственным социальным стандартом и действенным инструментом сдерживания бедности.

На его основе рассчитывается большинство социальных стандартов и гарантий, являющихся индикатором качественной и эффективной государственной социальной политики, что должно быть стратегической целью любого цивилизованного государства.

На сегодняшний день прожиточный минимум — это стоимостная величина, отражающая минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для удовлетворения основных социальных и культурных потребностей человека. В его основе — стоимость потребительской корзины.

Устаревший и неэффективный институт прожиточного минимума в его существующей модели замедлил и даже остановил не только социальные реформы, но и экономические реформы во многих сферах социально-экономической жизни.

Почему в Украине 2 разных прожиточных минимума

Вопреки утвержденному нормативному методу в Украине используется так называемый ресурсный метод — зависимость размера законодательно установленного прожиточного минимума от динамики экономических показателей и финансовых возможностей бюджета.

То есть размер прожиточного минимума утверждается не для обеспечения социальных гарантий, а исходя из финансовых возможностей государства, вследствие чего, в случае нехватки ресурсов, в бюджете для его корректировки и финансирования зависимых от него социальных выплат и заработной платы работников бюджетной сферы сдерживаются темпы увеличения размера прожиточного минимума.

Это привело к параллельному существованию в Украине двух разных по размерам прожиточных минимумов:

  • законодательно установленный в законе о Государственном бюджете Украины на соответствующий год.
  • фактический, ежемесячно рассчитанный Минсоцполитики для наблюдения за динамикой уровня жизни (в соответствии с методикой расчета потребительской корзины).

Разница между фактическим и законодательно установленным прожиточным минимумом более чем в 2 раза.

Законодательно установленный прожиточный минимум растет умеренно и регулируемо, в зависимости от средств финансовых возможностей бюджета. При этом фактический прожиточный минимум меняется только за счет изменения стоимости потребительской корзины.

В 2023 году фактический прожиточный минимум на 3 340 грн выше законодательно установленного, однако, он не соответствует реальной стоимости жизни, учитывая, что расчет потребительской корзины осуществляется по устаревшей методике. Об этом свидетельствует, как минимум, ряд причин:

  • потребительская корзина не пересматривается каждые 5 лет, как этого требует закон;
  • нормы питания значительно занижены, по сравнению с рекомендованными ВОЗ. В основном, используется углеводная модель питания в противовес белково-витаминной, которая распространена среди экономически развитых стран;
  • в наборах непродовольственных товаров и услуг не учитываются потребности современного человека и жизненно необходимые расходы, такие как образование, жилье, связь, медицина. При этом, есть товары и услуги, которые уже не актуальны.

Кроме этого, действующий на сегодняшний день нормативный метод расчета характеризуется определенным навязыванием системы ценностей по выбору между отдельными продуктами, товарами и услугами.

Существование значительного разрыва между реальным и номинальным прожиточным минимумом обусловливает снижение фактических доходов семей, рост безработицы среди населения, учитывая, что большинство социальных выплат зависит именно от меньшего показателя прожиточного минимума.

Граждане, принадлежащие к социально уязвимым категориям населения и получающие социальные выплаты от государства, недополучают практически половину средств, которые должны им принадлежать, с точки зрения обеспечения достойных условий жизни.

В законодательстве существует еще такой показатель, как «уровень обеспечения прожиточного минимума», который используется для назначения социальной помощи малообеспеченным семьям до момента стабилизации экономического положения в Украине.

Само существование такого показателя нивелирует функцию прожиточного минимума, как основного инструмента социальной политики, и ограничивает права получателей.

Для чего используется прожиточный минимум

Вполне очевидно, что размер прожиточного минимума прямо зависит от финансово-экономической ситуации в стране, уровня жизни и доходов населения, темпов роста ВВП и колебания инфляции, и его повышение происходит с учетом реальных возможностей государства по обеспечению своевременного и в полном объеме финансирования уже принятых решений по социальной защите населения.

Однако, одной из веских причин заниженного прожиточного минимума также является и то, что прожиточный минимум на сегодняшний день не выполняет роль социального стандарта, он превратился в «точку отсчета» в регулировании экономических отношений.

Социальные стандарты в Украине сегодня — это инструмент финансового управления, а не социальный ориентир. Так, вынужденная оптимизация расходов в 2014—2015 гг. оказала негативное влияние на систему социальной защиты, а фактическое замораживание размера прожиточного минимума со всеми привязанными к нему социальными выплатами еще больше углубило бедность, неравенство и социальную изоляцию социально-уязвимых категорий населения.

Сознательное сдерживание законодательно установленного прожиточного минимума противоречит объективным показателям стоимости жизни и инфляционным изменениям, а несоответствие основных функций прожиточного минимума реальным сферам его применения делает невозможным повышение официально установленного размера.

Мировая практика убедительно доказывает, что прожиточный минимум — это, в первую очередь, ориентир и маркер эффективности политики распределения доходов. Социальные стандарты в каждой стране имеют свои особенности, однако потребительская корзина служит преимущественно маркером инфляции.

Мониторинг цен на товары и услуги, входящие в потребительскую корзину, позволяет отслеживать уровень инфляции и с его учетом уже корректировать социальные выплаты.

При этом в Украине, наоборот, растет количество выплат, штрафов, платежей и сборов, которые привязаны к размеру прожиточного минимума (более 150 различных видов выплат). Большая часть этих выплат не имеет никакого отношения к прожиточному минимуму, как критерию бедности и базового социального стандарта.

Среди основных видов выплат, которые зависят от установленного размера прожиточного минимума в Украине: и денежная помощь сотрудникам бюджетного сектора, и штрафы, и социальные выплаты, и заработная плата в бюджетной сфере.

В частности, законодательно установленный размер прожиточного минимума применяется и привязан к таким видам выплат.

Денежные пособия

К примеру, единоразовую денежную помощь военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава после заключения ими первого контракта выплачивают в размерах от 8 до 10 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц.

Гражданам Украины, которые увольняются с работы в связи с призывом или принятием на военную службу, выплачивается выходное пособие в размере 2-х прожиточных минимумов.

Также выпускники университетов с дипломами медицинского и фармацевтического профиля, которые заключили договор не менее чем на 3 года на работу в больницах, расположенных в селах и поселках, могут получить одноразовую адресную денежную помощь в пятикратном размере прожиточного минимума для трудоспособных лиц.

В случае ранения, причиненного журналисту во время исполнения им профессиональных обязанностей, ему выплачивается единоразовое пособие в размере до 50 прожиточных минимумов, в случае гибели — членам семьи погибшего — в размере 100 прожиточных минимумов.

Различные штрафы, налоги и платежи, определенные Налоговым кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом, Кодексом Украины об административных правонарушениях, Гражданско-процессуальным кодексом, Хозяйственно-процессуальным кодексом и т. д.

В Украине на сегодняшний день существует почти 180 норм в 14 кодексах и законах, которые регулируют хозяйственные, уголовные и административные вопросы. Такие нормы в два раза превышают нормы, регулирующие вопросы социальных выплат. В 22 законах предусмотрено около 79 видов социальных выплат, которые зависят от прожиточного минимума.

Социальные и пенсионные выплаты

Более 63 видов социальных выплат привязаны к размеру прожиточного минимума в количественном или процентном значении. Из них 27 видов выплат напрямую зависят от прожиточного минимума.

К таким социальным выплатам, например, относят: субсидии (в формуле расчета которых применяется размер прожиточного минимума); пособие по безработице (максимальный предел которого составляет 4 размера прожиточного минимума); минимальный размер алиментов на ребенка (не менее 50% прожиточного минимума); государственная социальная помощь людям с инвалидностью с детства и детям с инвалидностью, пособие на детей-сирот, малообеспеченным семьям, одиноким матерям, страховые выплаты, пособие на погребение, различные надбавки по уходу, из-за инвалидности, компенсации, льготы.

От прожиточного минимума зависят также и пенсии. Минимальная пенсия не может быть меньше прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц в Украине — на сегодняшний день это 2 093 грн. Максимальная — не более 10 прожиточных минимумов, что составляет 20 930 грн.

В случае проведения перерасчета этих пенсионных выплат с учетом фактического размера прожиточного минимума, пенсионные выплаты вырастут в 2,3 раза.

Дополнительно к пенсионным выплатам для разных категорий лиц устанавливаются надбавки, доплаты, дополнительные пенсии и другие льготы, связанные с прожиточным минимумом. Например, для лиц с инвалидностью в результате войны I группы минимальная пенсионная выплата составляет 650% прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц.

В 2011 году было определено, что в соответствии с законами, определяющими особенности пенсионного обеспечения отдельных категорий лиц, условия, порядок и размеры социальных выплат устанавливаются решением Кабинета Министров Украины.

Читайте также: Средняя пенсия в Украине отличается по регионам. Где наибольшие и наименьшие выплаты

Это привело к «ручному» установлению, в частности, размеров социальных и пенсионных выплат и их закреплению, в процентном отношении к прожиточному минимуму, в немалом количестве нормативно-правовых актов.

Заработные платы в бюджетной сфере

На сегодняшний день минимальная заработная плата устанавливается в размере не ниже прожиточного минимума для трудоспособных лиц. Увеличение размера прожиточного минимума приводит к необходимости проведения автоматического перерасчета зарплат работников бюджетной сферы. При этом заработная плата в бюджетной сфере значительно ниже средней в Украине.

Что касается должностных окладов работников отдельных государственных органов, они прямо установлены в законах, в кратной зависимости от размера прожиточного минимума. Например, размер должностного оклада судей составляет от 30 до 75 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц, а для работников НАБУ — колеблются от 19 до 50 размеров, в зависимости от категории работника.

В случае применения размера фактического прожиточного минимума, эти оклады вырастут более чем в 2 раза.

Это усиливает сдерживающий эффект роста прожиточного минимума для всех других социальных групп населения, которые, в частности, получают социальные выплаты, которые могут являться единственным доходом человека. Такая ситуация оказывает значительное негативное влияние на определение размеров этого показателя, поскольку обуславливает необходимость поиска дополнительных финансовых ресурсов для покрытия расходов на оплату труда работников бюджетной сферы.

Любое повышение прожиточного минимума влечет за собой пересчет всей системы социальных пособий, выплат, зарплат, штрафов и платежей. Ведь в рамках одной бюджетной программы гораздо проще провести повышение социальных стандартов, чем, когда речь пойдет о всей системе.

Еще в 2021 году проводили расчеты, что, в случае повышения законодательно установленного размера прожиточного минимума до его фактической величины, размер дополнительных расходов в год составит около 300 млрд грн.

Можно ли приблизить прожиточный минимум к его реальной величине?

Можно. Для этого необходимо комплексно пересмотреть подходы к определению и применению прожиточного минимума, чтобы установить более прозрачный механизм его расчета и понимания самой сущности этого стандарта.

Читайте также: Работать после 70 и отдавать 50% пенсии на налоги: как живут пенсионеры в других странах

Для начала следует оптимизировать сферу применения прожиточного минимума, законодательно отвязав его от всех несвойственных видов выплат, сборов, штрафов. Прожиточный минимум должен быть маркером инфляции и базовым стандартом, от которого будут считать виды социальных пособий, которые являются основными доходами человека, как определено в Конституции.