Читайте «Минфин» вInstagram : главные новости об инвестициях и финансах

«Это не так. Начнем с того, что финмониторинг осуществляется ко всем клиентам банков. Это стандарт, который должен выполняться. Кроме того, PEP (как и другим клиентам) может быть присвоен и низкий, и средний, и высокий уровень риска. Априори высокий уровень риска назначается только иностранным PEP», — объяснил Пышный.

По его словам, даже если к лицу применяются усиленные процедуры финмониторинга, это не означает, что они бессрочны.

«О чем идет речь в законе? Через 12 месяцев после того, как PEP перестал выполнять выдающиеся публичные функции и банк убедился, что рисков, свойственных PEP, нет (уровень влияния, объем полномочий в прошлом, связь между прошлыми и действующими полномочиями), его операции понятны, будут применяться обычные процедуры финмониторинга как к любому другому клиенту. Никто не собирается наказывать PEP какими-то пожизненными усиленными проверками», — отметил глава НБУ.

Также он отреагировал на опасения, что банки будут отказывать PEP в обслуживании и блокировать операции без разбора.

«Я прекрасно понимаю, откуда такие ожидания. Мы имеем не лучший опыт очень формального подхода со стороны ряда банков к обслуживанию PEP, в частности, установка всем без исключения необоснованно высокого уровня риска. Однако ситуацию меняем. И ситуация меняется», — подчеркнул Пышный.

По его словам, принятый закон фиксирует механизмы, которые нивелируют такой формальный подход, принятие в отношении PEP непропорциональных мер. Речь идет о риск-ориентированном подходе, который банки должны применять на практике.

Пышный отметил, что банки знают, как работать с законом, поскольку первые рекомендации НБУ предоставлял еще в 2021 году. В 2023 году были внесены соответствующие изменения в нормативно-правовые акты, а Нацбанк провел большую разъяснительную работу с банками.

«Поэтому могу повторить еще раз сказанное банкам, что НБУ в дальнейшем не потерпит подхода, когда лучший способ избежать хлопот с PEP — это вообще отказать им в обслуживании», — подчеркнул он.

По его словам, предусмотрены очень существенные штрафы, если финучреждения будут отказываться применять риск-ориентированный подход.

«В законе — это цифра 1,7 млн грн для небанковских учреждений. А есть еще наши нормативные акты, которые позволяют применить к банкам более существенные меры влияния — штрафы до 10 млн грн. И могу заверить: если будут на то основания — мы их применим», — подытожил Пышный.

Напомним

«Минфин» писал, что 17 октября Верховная Рада во втором чтении поддержала законопроект № 9296-д об усилении финансового мониторинга политически значимых лиц (PEP).

Принятие этого закона является структурным маяком меморандума с МВФ. Также это последнее условие открытия переговоров о членстве с ЕС.

16 октября Комитет Верховной рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики пересмотрел свое решение по законопроекту о финансовом мониторинге политически значимых лиц. Норму, которая помешает евроинтеграции, убрали.

21 сентября Совет принял за основу законопроект о финмониторинге политически значимых лиц (Politically Exposed Persons, PEPs).

В частности, законопроект № 9269-д предлагает создать реестр политически значимых лиц и вернуть для них пожизненный финансовый мониторинг (вместо трех лет).