Как изменился миграционный поток украинцев на пятый месяц войны с Россией

Количество выезжающих все еще превышает количество возвращающихся, хотя темпы выезда уже уменьшаются. По данным ООН, если в марте 2022 года 3,2 млн человек пересекли границу за пределы Украины и 0,4 млн — в Украину, то в июне за границу выехало только 1,5 млн украинцев, а в Украину вернулось 0,8 млн человек.

Война — это только триггер, который продолжает вынуждать украинцев выезжать за границу, и они вернулись бы на Родину, но некоторые принимающие страны годами готовились к их приезду.

Почему принимающие страны не заинтересованы в возвращении наших беженцев домой

Сугубо с экономической точки зрения, правительства принимающих стран уже вложили в них деньги. Они не захотят просто так отдать мигрантов обратно, еще и в период демографического кризиса в развитом мире. Эти правительства понимают, что мигранты — это о деньгах, создании рабочих мест и росте экономики. А что такое для них дотации на содержание украинцев? На языке бизнеса — это просто «маркетинговые расходы», которые быстро окупятся.

В 2021 году ВВП Польши вырос на 5,9%, из которых примерно 15% этого прироста произошло благодаря 2 млн украинцев в этой стране. В номинальном выражении каждый украинец в Польше дополнительно создал около $5,8 тыс. ВВП, тогда как поляк — около $1,9 тыс. ВВП. Когда в марте 2022 года правительство Польши объявило о выделении $1,7 млрд в поддержку 1,2 млн украинских беженцев, оно сознательно шло на такие расходы, чтобы «заякорить» их в Польше, поскольку понимает, какой дополнительный доход каждый украинец принесет польской экономике.

Однако, больше всего удивляет маленькая пятимиллионная Ирландия, которая находится в лидерах по привлечению украинцев в расчете на одного жителя. И уже привлекла почти в семь раз больше украинцев, чем соседняя Великобритания. Правительство Ирландии сейчас оказывает украинцам самую большую ежемесячную помощь — 800 евро на одного взрослого. Для сравнения: Великобритания — 405 евро, Германия — 400 евро, Польша — 150 евро.

Ирландия ежегодно привлекает гораздо больше иностранных мигрантов, — как результат, темпы роста ВВП этой страны за последние 20 лет в 2,6 раз выше, чем в Великобритании.

Читайте также: Какие выплаты украинцы могут получить в странах ЕС

Почему в Украине не сработают программы безусловного базового дохода

С социальной точки зрения, я понимаю такие предложения, но с экономической — нужно оценивать и последствия таких действий.

Первая проблема — это высокий уровень теневой экономики. Представьте, власти перечислили вам на карту 1000 грн на топливо. Вы едете, чтобы заправиться, но оказывается, что приобрести топливо можно только за наличные деньги, то есть это или «серый» импорт, или конфискат, или фальсификат. Как результат, из-за мультипликативного эффекта власти обратно в бюджет получат налогов и сборов значительно меньше и значительно позже, чем планировалось при разработке такой программы.

Вторая проблема — неразвитый фондовый рынок как инструмент абсорбации дополнительных доходов населения. С начала войны экономика сжалась, потому что уменьшился спрос. Здесь же вдруг государство через население вливает значительную массу денег в сжатую экономику. Как результат — у населения и бизнеса появляется избыток средств, которые они постараются куда-то вложить, понимая, что деньги в наличке или на счету съест инфляция.

Будь у нас развитый фондовый рынок, этот избыток средств пошел бы именно туда, что способствовало бы развитию экономики (ведь именно так и произошло в ковидные 2020−2021 годы, когда правительства развитых стран раздавали «вертолетные» деньги населению). Но у нас такой механизм фактически отсутствует, поэтому средства устремятся на покупку долларов и евро. То есть фактически средствами украинцев будет происходить поддержка других экономик.

Как вернуть украинцев из-за границы

Важно ускорить возобновление бизнеса на территории страны, чтобы предприниматели начали активнее возвращать наемный персонал, в том числе из-за границы.

Первым эффективным механизмом может служить страхование безопасности ведения бизнеса путем создания соответствующего страхового фонда. Подобно тому, как правительство Украины в начале февраля 2022 года выделило более 16 млрд грн на гарантирование безопасности полетов над территорией Украины. Сейчас так нужно убедить бизнес в безопасности их деятельности и возможности оперативно компенсировать из такого фонда любые новые разрушения.

Вторым эффективным шагом может являться масштабная передача в концессию государственного и коммунального имущества. Ведь у государства есть инфраструктура и нет средств, а у бизнеса, наоборот, есть средства, но осуществлять капитальные инвестиции все боятся.

Еще в 2019 году президент подписал закон о концессиях, который разрешает государству, муниципалитетам, госкомпаниям сдавать, в том числе пообъектно, свое имущество в концессию на 20−50 лет. Закон соответствует международному уровню, но из-за бюрократии менее 0,1% всего государственного и коммунального имущества передано в концессию.

В ближайшие годы у государства не будет средств на эти проекты, особенно в сфере жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения, спорта, железнодорожных и авиаперевозок. Логичным является проведение концессионных тендеров на управление этой инфраструктурой. Это позволит властям привлечь частные средства на развитие инфраструктуры, в то же время оставаясь владельцем стратегических активов.

Читайте также: Сколько переселенцев получат квартиры в 2022 году. Кто в приоритете

Как использовать мигрантов с пользой для государства

Необходимо расширить горизонт фокусировки. Властям не нужно фокусироваться на беженцах и постоянно вспоминать, что они их вернут. Большинство из них уехали на 2−15 лет, потому что именно столько в среднем длится миграционный цикл. Единственное, что власти сейчас могут сделать для них — способствовать получению финансовой помощи в странах пребывания через дипломатические каналы. Потому что, к сожалению, до сих пор в десятках стран, в том числе в Евросоюзе, есть задержки с началом выплаты помощи украинцам.

Параллельно для этих людей уже нужно разрабатывать программы по привлечению в Украину части их зарубежных доходов, которые они вскоре начнут там получать (поскольку правительства принимающих стран уже активно работают над трудоустройством украинцев). В Польше уже работают 30% выехавших после 24 февраля. Самый стабильный и продолжительный перевод денег на Родину — залог возвращения этих людей в Украину.

Также нужно расширить фокусировку на украинских мигрантов, выехавших еще в 1990—2010-х годах в количестве 5 млн человек (ведь это уже состоятельная группа), а также на украинской диаспоре — в количестве 10 млн человек (это самая богатая группа). Отдельная группа — это иностранные мигранты, для которых Украина вообще чистый лист, о которой они слышали как о демократической и свободной стране.

В основе программы привлечения иностранных мигрантов должны быть две составляющие. Первая — позиционирование Украины как страны свобод (свободное выявление мнения, свободное развитие бизнеса, свободное передвижение). Вторая составляющая — упрощенная и мотивированная миграционная политика привлечения иностранцев.

Сможет ли наша страна принять людей других вероисповеданий и обычаев

Задача властей и состоит в том, чтобы убедить общество, что миграция несет, по крайней мере, четыре пользы. Во-первых, это потребитель ваших товаров и услуг. Во-вторых, это работник для вашего бизнеса или работодатель для вас. В третьих, это налогоплательщик для поддержания вашей безопасности. В четвертых, это генератор идей для привлечения инвестиций и развития внешней торговли вашими товарами и услугами.

Читайте также: Государство хочет экономить на безработных: почему это плохая идея

Какие органы власти должны отвечать за привлечение иностранной рабочей силы

Мигранты — это о трех ключевых составляющих:

  • рост потребительского спроса, занятости и инвестиции (за это отвечает Минэкономики);
  • формирование валютных доходов, сбережений и переводов (за это отвечает Нацбанк);
  • безопасность (за это отвечает Министерство внутренних дел).

Однако среди этих органов власти должны произойти организационные изменения, чтобы иммиграция стала привлекательной и результативной для экономики Украины.