Глава НБУ Кирилл Шевченко среди позитива выделил следующее:
- Банки остаются ликвидными, остаток средств на корсчетах банков и вложения в депозитные сертификаты НБУ с начала войны выросли на 72 млрд грн до более 230 млрд грн;
- 76% отделений системно важных банков работают, в том числе в регионах активных боевых действий;
- Оттока средств населения не произошло. Гривневые ресурсы физлиц в банках с 24 февраля по 29 апреля выросли на 20% или на 85 млрд грн;
- Снизился спрос на наличность, что не характерно для периода военных действий. Например, в марте объем наличных денег в обращении вырос всего на 2,8%;
- 69 банков продолжают стабильно работать, хотя и были «устранены» с рынка две «дочки» российских госбанков — МРБ (бывший Сбербанк) и Проминвестбанк.
Впрочем, НБУ вынужден был признать и негативные факты:
- Часть банков временно не соблюдают нормативы;
- Регулятор с финучреждениями на постоянной основе вынужден обновлять планы бесперебойной работы, учитывая быстро меняющуюся карту боевых действий;
- ЗВР по состоянию на начало мая сократились на $1,5 млрд до $26,6 млрд, а НБУ остается главным продавцом валюты на межбанке с начала войны. Всего за январь- апрель 2022 года негативное сальдо превышения продажи Нацбанком валюты над выкупом на торгах составило: в долларе $4065,09 млн, в евро 1389,14 млн.
- За 1 квартал 2022 года банковская система показала отрицательный финансовый результат 160 млн гривен из-за полученного в марте чистого убытка в размере 10,07 млрд гривен. По состоянию на 1 апреля из 69 платежеспособных банков прибыльными были 44 банка, которые получили чистую прибыль в размере 5,85 млрд грн, 25 убыточных ушли в минус на 6,01 млрд грн.
Эти цифры очерчивают круг основных проблем, с которыми банки столкнутся в ближайшее время. А свои проблемы банкиры во многом будут вынуждены перенести на клиентов — как физлиц, так и на бизнес.
Главные проблемы банков: как они отразятся на клиентах
Убытки, качество кредитного портфеля и сокращение капитала
Основная часть убытка прошлого квартала возникла из-за необходимости формирования банками резервов под проблемные кредиты.
По некоторым оценкам, в большинстве банков из-за войны еще, как минимум, 50% из ранее работающих кредитов перейдут в разряд проблемных. Это снова потребует дополнительного увеличения резервов. Лишь за март (практически за месяц войны, так как январь-февраль были еще прибыльными) из-за таких резервов система уже стала убыточной. Полноценный «военный» второй квартал 2022 года только усугубит эту проблему.
Читайте также: Задержки с возвратом валютных депозитов, замороженные SWIFT-переводы и блокировка счетов
Большинство нормативов «привязано» к капиталу банков. Поэтому еще острее встанет и проблема нарушения требований НБУ частью финучреждений. Например, для самых крупных заемщиков банков это грозит снижением суммы выдаваемых кредитов.
Поскольку во время войны у акционеров не будет возможности вливать капитал в свои банки, Нацбанку придется мириться с этой ситуацией до конца военного положения и восстановления экономики.
При этом регулятор будет ужесточать свои требования к своим подопечным, что отразится на клиентах. Им придется, например, оформлять дополнительные залоги по кредитам, которых у многих компаний может просто не быть, или возвращать часть кредитов банку, на что тоже ресурсов у многих бизнесов сейчас нет.
Особенно актуально это будет для небольших финучреждений, у которых и в мирное время с капиталом было впритык. Поэтому после окончания войны очень актуальным станет вопрос слияния и поглощения отдельных банков.
База фондирования
Пока система остается переликвидной: остаток средств на корсчетах банков и вложения в депозитные сертификаты НБУ составляют более 230 млрд грн в эквиваленте.
Но наблюдается тенденция сокращения валютных и гривневых срочных вкладов и увеличения остатков на текущих счетах физлиц. Это «горячие» деньги, поведение которых во многом зависит от ситуации на фронтах и общего настроя населения.
Мельчают и остатки средств у бизнеса, который пока только приспосабливается к работе в условиях войны. Поэтому определенная угроза «съедания» переликвидности за счет постепенного изъятия средств гражданами и юрлицами — реальна. Особенно в условиях роста безработицы и высокого уровня инфляции, а также проблемы потери имущества людей и бизнеса в связи с военными действиями.
Подстраховкой для банков тут может стать только возможность оперативного рефинансирования у Нацбанка. А для граждан — очень своевременно введенная 100% гарантия возврата вкладов государством через ФГВФЛ.
Оформите депозит через «Минфин» и получите бонус
Валюта, курс, межбанковский рынок и ограничения
Слабая работа экспортных отраслей на фоне военных действий и необходимость оплачивать критический импорт заставят НБУ и дальше продавать недостающую валюту.
Читайте также: За апрель резервы НБУ сократились на 4%
В целях борьбы с высокой инфляцией регулятор сохранит «заморозку» курса доллара на уровне 29,25 гривен, а также продолжит практику введения новых и сохранения части старых ограничений по выводу капитала. Хотя в условиях войны эти запреты Нацбанка остаются достаточно либеральными.
Практика «привязки» курса межбанка по доллару в пределах 1% к официальному курсу и 10% по наличному сохранится. Относительно «плавающим» останется курс евро относительно гривны. Это вернет уже забытое с 2014—2016 годов понятие «многокурсие». Как минимум, будет официальный курс, курс межбанка, рыночный курс обменников и курс «черного рынка».
Только при очень значительном разрыве официального, межбанковского и реального рыночного курсов (в пределах 8−10 гривен и выше на долларе по сравнению с наличным, который сейчас в обменниках финкомпаний относительно объективно отражает ситуацию) Нацбанк может несколько подвинуть этот «якорь» в сторону роста.
Военные действия сейчас сдерживают рост курса, так как большинству людей и представителей бизнеса сейчас не до покупки валюты впрок. Это страхует нацвалюту на всех сегментах валютного рынка.
Основными игроками на межбанке останутся госбанки, выполняющие оплаты критического импорта, часть крупных и средних финучреждений, также закрывающих поставки топлива и продукции, подпадающей под критический импорт.
В итоге, сам валютный рынок и ситуацию на нем будут формировать лишь госбанки и еще 4−6 крупных местных и иностранных игроков. Остальным банкам придется смириться с ролью статистов со всеми вытекающими последствиями для их клиентов как в части проводимых возможных объемов операций с валютой, так и с курсообразованием на торгах в целом.
На чем будут зарабатывать банки
В условиях войны у банков во втором квартале этого года останется очень ограниченный набор инструментов для формирования доходов с относительной минимизацией рисков:
- военные ОВГЗ и депозитные сертификаты НБУ;
- кредиты под госгарантии;
- валютообменые операции;
- комиссии по РКО и другим финансовым услугам.
Чтобы выжить, большинство банков снова попытаются повышать комиссии за обслуживание, а также станут постепенно отменять первоначальные «военные послабления» (возвращать ежемесячные платежи по кредитам
Украинцам также не стоит особо рассчитывать на увеличение потребительского кредитования, так как это направление всегда считалось особо рисковым для банкиров. Основная часть любого кредитования в банках (как по юрлицам, так и по физлицам) будет происходить под госпрограммы.
Одновременно банки будут искать возможность дальнейшей экономии. Особенно это касается малых банков, где запас прочности по прибыли всегда очень небольшой. Сотрудникам банков это грозит сокращением, а оставшимся — увеличением нагрузки, что, в свою очередь, увеличит текучку кадров и снизит уровень профессионализма персонала на местах. Страдать от этого будут клиенты.
Кроме этого, финансисты продолжат урезать другие административные расходы и снижать себестоимость своей базы фондирования даже в условиях высокой инфляции. Это означает курс на дальнейшее снижение ставок по депозитам юрлиц и вкладов граждан.
Читайте также: В НБУ подготовили план действий, как действовать банкам в оккупации
Из-за большого количества внутренних переселенцев экономическая активность в разных регионах страны будет существенно отличаться. Банки будут подстраиваться под новые реалии, изменяя количество отделений в регионах в зависимости от области, ее близости к театру военных действий и состоянию инфраструктуры.