По состоянию на начало апреля, у большей половины граждан почти не было сбережений и без работы их средств хватит меньше, чем на месяц жизни.
Поэтому для многих покупка автомобилей точно не ко времени. Но отсутствие массовой возможности купить не отменяет массового спроса. Из-за боевых действий в Украине безвозвратно потеряно около 500 тыс. авто.
И если в начале войны люди массово покупали едва ли не все, что могло вывезти их либо на запад страны, либо за границу, то сейчас миграционные процессы существенно меньше.
Читайте также: Без налога на недвижимость и платежей при ввозе авто: новые правила на период войны
Сегмент подержанных авто: предложения увеличились, цены не изменились
В условиях нужды в деньгах украинцы прибегли к массовым продажам автомобилей за низкую цену.
По данным площадок по продаже автомобилей, это не сильно «просадило» рынок, разве что увеличилось количество машин, которые готовы продать как можно быстрее и существенно снизить цены.
Что интересно, существенного снижения цен не произошло ни в одном из ценовых сегментов и сейчас графики стоимости показывают стабильность.
Как говорит сооснователь Института исследований авторынка Остап Новицкий, за последнее время появились два тренда, которые говорят о возвращении к привычной работе авторынка и его привычным показателям.
Речь идет о Google-запросах и запросах внутри площадок. Показатели растут — например, на AUTO.RIA увеличение на +5−10 тыс. предложений ежедневно.
Что касается валюты, в которой сейчас люди готовы продавать, то все происходит так же, как было до начала войны. «Продавец звонит по телефону на черный рынок, говорит актуальный курс, подходит — платишь в гривнах», — объясняет логику перекупщик.
С переоформлением тоже не должно быть проблем. С 31 марта сервисные центры МВД возобновили заключение договоров купли-продажи и перерегистрацию подержанных транспортных средств.
Читайте также: Стоит ли возвращать пошлины на ввоз автомобилей
Новые авто: продажи упали в 16,5 раз
Если с авто с пробегом все достаточно оптимистично, то с продажей новых — все выглядит гораздо сложнее, об этом ярко говорят цифры.
Как сообщает Укравтопром, по сравнению с мартом 2021 года, продажи упали в 16,5 раз.
Самое большое количество регистраций в марте получили автомобили марки Renault — 108 ед. На втором месте — Toyota, в зачете которой 88 новых автомобилей. Третий результат у Skoda — 37 машин.
Это, соответственно, отразилось и на результатах квартала. Так, украинцы приобрели 11,2 тыс. новых легковых автомобилей в первом квартале 2022 года, что на 47% меньше, чем за аналогичный период 2021 года.
Объясняется это несколькими понятными факторами. Во-первых, почти отсутствие кредитов.
«После начала войны всевозможные кредитные программы и специальные финансовые предложения банков для покупки автотранспорта были временно прекращены. Однако, не стоит стесняться переспрашивать об этом менеджера салона во время звонка: дилеры очень заинтересованы в продажах, поэтому возможность найти общий язык по поводу нюансов оплаты хоть и не гарантирована, но, скажем так, допустима», — отмечается на сайте одной из автоплощадок.
Помимо этого, прямым препятствием для покупки нового авто является крайне ограниченный ассортимент. Если сейчас автосалоны и восстанавливают продажи, то в основном на то, что осталось до войны.
А большинство дилеров перевезли машины из людных мест на склады, или вообще эвакуировали в более безопасные регионы, а сами салоны перешли в такой себе дежурный режим работы.
Кроме того, с покупкой новых авто были препятствия в том, что их невозможно было зарегистрировать в МВД, сервисные центры заработали с 16 марта в более или менее безопасных регионах.
Читайте также: Верховная Рада хочет возобновить налоги за растаможку авто
Что в итоге
Сейчас люди активно начали завозить автомобили из-за границы для бесплатного растаможивания.
Уже ввезено более 20 тыс. ед. Пока это не особенно сильно влияет на авторынок, из-за относительно небольшого их количества в соотношении.
И, скорее всего, эти авто так и не смогут сильно «просадить» рынок, поскольку власти планируют прекратить процедуру, из-за злоупотребления нею и создания проблем с логистикой более нужных товаров для страны.
Поэтому можно предположить, что больше 40−50 тыс. точно не успеют ввезти, а этого мало, чтобы повлиять на цены, хотя экономия для потребителя колоссальная.
Так, завозя автомобиль стоимостью 10 тыс. долларов, с объемом двигателя 2000 см³, которому 10 лет, можно сэкономить около 4 тыс. евро и завезти почти по первой цене.
Поэтому, сейчас можно ожидать постепенного восстановления спроса на вторичном рынке и ждать возобновления поставок новых автомобилей, так же, как и пока банки решат, что риск выдавать кредиты позволяет это делать массово.
Читайте также: В Украину ввезли без растаможки более 19 тыс. авто. Это мешает поставкам оружия и гуманитарки