О ситуации на границе
Мы возим гуманитарку каждый день. За два месяца перевезли уже 10 тыс. паллет, и за этот период я вижу динамику с пересечением границы с гуманитаркой. Мои выводы следующие.
Количество гуманитарных грузов существенно (в разы) снижается в апреле, по сравнению с мартом.
В начале марта у нас были большие проблемы с тем, что водители не могли выезжать за границу из-за военного положения. Затем эта проблема была решена, но с 25 апреля она снова стала актуальной из-за изменений правил со стороны Мининфраструктуры. Время выезда из Украины возросло до 8 часов, а иногда доходит до 24 часов. Некоторые водители из-за этого отказываются выезжать.
В первой половине марта машины с гуманитарным грузом в Украину пересекали границы в течение суток. Причина — польские и украинские таможенники. Затем проблема была решена с обеих сторон. Время прохождения границы уменьшилось до 4−8 часов.
С середины апреля действительно выросло время пребывания в очередях почти до 8−12 часов, что не является критическим, по сравнению с началом марта. Причиной тому является совпадение сразу нескольких факторов: рост потока покупателей машин, рост потока украинцев, которые возвращаются в Украину, в том числе на праздники, польские пограничники и таможенники, у которых тоже были праздники, поэтому главная задержка была на их стороне. Поэтому депутатам нужно не пошлины вводить, а отменить все таможенные процедуры и просить сделать то же наших партнеров-соседей.
В результате, проблема с пересечением границы существует, но ее главной причиной являются процессы и процедуры на польских и украинских границах. Для гуманитарных грузов эти проблемы неприятны, но не критичны. Военное оборудование вообще идет отдельными путями в условиях полной секретности. И это понятно.
Стоит ли возвращать пошлины
Украинское общество разделилось на два лагеря — одна часть за нулевые пошлины на импортные машины, иная — за то, чтобы вернуть эти пошлины снова.
Аргументы за пошлины и против доступности машин для украинцев таковы: они мешают потокам гуманитарных и военных грузов, экологическая опасность, пробки на дорогах, ввоз автомобилей класса «люкс» во время войны.
На первый аргумент относительно гуманитарных грузов я ответил. Что касается экологических проблем и пробок, то приватизация дорог помогла бы решить проблему. Кстати, я предлагаю приступить к приватизации дорог немедленно, чтобы частные предприниматели и инвесторы уже восстанавливали разрушенную инфраструктуру. По этому поводу советую прочесть книгу «Приватизация дорог» В. Блока.
Аргумент, что богачи покупают дорогие автомобили во время войны, сугубо эмоционален и связан с совковым мышлением людей. Как человек, я могу этих людей понять, впрочем, как экономист, я считаю нужным бороться с такими идеями.
Нулевые пошлины на автомобили нужно оставить, потому что, чем меньше их цена, тем больше украинцев будут иметь возможность их купить. У каждого человека есть право иметь автомобиль, который давно не является роскошью, а средством передвижения, заработка, спасения от оккупантов, помощи военным и непосредственно участия в войне. Потратив меньше денег на машину, человек может сэкономленный остаток средств потратить на что-то другое.
Таким образом, чем больше товаров и услуг может приобрести человек, тем он богаче. Тем более развитой является экономика, которая нам очень нужна для победы над врагом.