► Подписывайтесь на телеграм-канал «Минфина»: главные финансовые новости
Операция приватизация
«Есть хорошая новость. Впервые со времен национализации Приватбанка у нас доля государственных банков на рынке снизилась менее 50% — 47,5%. Это связано с тем, что банки с частным капиталом развивались быстрее государственных. Приватизация госбанков для меня — приоритетный вопрос. Его решение зависит от двух основных составляющих», — сказал Шевченко.
По его словам, первой составляющей является работа с проблемными кредитами.
Читайте также: Почему накануне приватизации у госбанков отрицательная стоимость
«Никто не будет покупать банк, у которого уровень таких кредитов очень высокий. По состоянию на начало октября у нас средний показатель NPL был 33%, а у госбанков — 50,4%. Мы эффективно работаем вместе с наблюдательными советами и правлениями банков, и могу сказать, что к концу года мы увидим еще лучший показатель. Существенное снижение доли NPL — это первое, что должно предшествовать приватизации», — прокомментировал глава НБУ.
Второй составляющей, по словам Шевченко, есть качественное и прозрачное корпоративное управление. В последнее время оно вызывает большое количество дискуссий, и Национальный банк здесь как последний бастион.
«Ни один инвестор не будет ничего покупать, если не понимает, как это учреждение руководствуется и какой у него реальный показатель по плохим кредитам», — уточнил он.
Приватизация Привата
Относительно приватизации Приватбанка Шевченко отметил, что можно приватизировать любой государственный банк.
«Моя личная точка зрения: можно приватизировать любой государственный банк. Для этого утверждена правительством стратегия реформирования банков государственного сектора, в которой и предусмотрено уменьшение доли государственных банков до 25%. И я почти уверен, что 2025 год — реалистичная дата. Если речь идет о Привате: для того, чтобы дойти до этапа приватизации, Приват нужно разделить на bad-банк и good-банк. Мы сейчас обсуждаем этот процесс с наблюдательным советом и правлением банка», — рассказал глава НБУ.
Приватизация Укргазбанка
Укргазбанк уже подписал первое соглашение с IFC о привлечении кредита с возможностью конвертации средств в уставный капитал банка.
«Партнерство IFC и государства — это только первый шаг. Такое же направление, но не ЕБРР, выбрал Сбербанк. Сначала в капитал банка входит один из IFI: IFC или ЕБРР.
Появление в акционерах такого международного института означает «знак качества». После этого уже идет непосредственно процесс полной приватизации. На первом этапе это, а дальше полная приватизация, — рассказал Шевченко.
Предыстория
Как известно, в январе нынешнего года государственный Укргазбанк привлек 30 млн евро от IFC с опцией конвертации в 20% акций в течение 5 лет. Несложный подсчет показывает, что банк был оценен чуть больше, чем в половину собственного капитала.
За Приватбанк хотят получить 80 млрд грн, то есть почти полтора собственных капитала. В то же время, по словам главы НБУ Кирилла Шевченко, приватизация возможна только после раздела банка на «хороший» и «плохой».
Недавно Ощад и ЕБРР подписали мандатное письмо в рамках дорожной карты приватизации банка, которое получило субординированный кредит на 100 млн евро. Об оценке этого госбанка пока говорить рано.
Основы стратегического реформирования государственного банковского сектора предполагают снижение доли государства с нынешних 60% до 25% уже к 2025 г., то есть осталось всего 3 года.
В последнее время госбанки активно лишаются «проблемки», что теоретически должно приводить к росту их стоимости.