Елена Жукова, управляющий партнер Saivena Group, считает, что можно было бы назвать украинский проект «провальным», если в ближайшее время не случится «бума декларирования». И если целью налоговой амнистии является краткосрочная фискальная цель — быстрое наполнение бюджета. Но цель, похоже, совсем иная — об этом она рассказала в своей колонке для «Минфина».
У нас появится еще один налог — на затраты
Так в чем же состоит основная идея, цель налоговой амнистии? Приведем высказывание «главного идеолога» — Даниила Гетьманцева: «Я хочу, чтобы все услышали, что Кабинет Министров готовит внесение в парламент законопроекта о непрямых методах налогового контроля. Это о том, когда налоговая сможет спросить о происхождении денег на приобретение ценного актива. Если человек не сможет ответить или показать декларацию об амнистии, он будет вынужден доплатить налог на затраты, которые не сможет пояснить».
Согласитесь, это полностью меняет дело… Вот он — кнут, предусмотренный для «загона людей в объятия налоговой амнистии». Можно говорить о том, что проводимая налоговая амнистия станет фактически нулевой декларацией украинцев, после которой начнется налогообложение затрат, превышающих официальные доходы.
Фактически, мы стоим на пороге появления нового налога — налога на затраты (разновидность НДФЛ?). Базой налогообложения, вероятно, будет дельта между задекларированными доходами, с которых уплачен налог, и понесенными затратами. Ставка, скорее всего, сохранится сегодняшняя: 18% НДФЛ + 1,5% военный сбор.
Вообще, основной тренд развития системы налогообложения сегодня — смещение «центра тяжести» с корпоративных налогов на налогообложение физических лиц. И все это идет на фоне таких ярких событий, как:
- внедрение автоматического обмена налоговой и банковской информации;
- жесткое ограничение наличных расчетов;
- полная прозрачность (в ближайшей перспективе).
Переходный период к «светлому налоговому будущему» уже начался. И налоговая амнистия — это точка нуля. С которой и начнется самое интересное.
Читайте также: Налоговая амнистия: почему люди не хотят нести деньги в банк
Непрямые методы мы уже проходили
Попытки внедрения непрямых методов в Украине уже были. Правда, в основном это касалось НДС и налога на прибыль. «Первая волна» непрямых методов в Украине прокатилась с 1998 по 2005 год.
Методика применения непрямых методов контроля предлагала следующий пример налогового доначисления.
Предприниматель занимался торговлей и задекларировал валовый доход 5 000 грн. Затраты составили 4 000 грн. Среднемесячный «чистый» доход составил 1 000: 12 = 83,3 грн (пусть вас не смущает порядок цифр — методика писалась в 2000 году, тогда и доллар был «даже не по 8»).
Налоговики провели сравнение среднемесячного дохода предпринимателя и его трат, и пришли к выводу о возможном утаивании дохода от налогообложения. Так, выяснилось что предприниматель за этот год купил автомобиль (стоимостью 5 000 грн) и квартиру (20 000 грн).
Налоговики составили вот такую табличку:
Доходная часть расчета | Расходная часть расчета |
Доход от предпринимательской деятельности — 5 000 грн | Затраты, связанные с предпринимательской деятельностью — 4 000 грн |
— | Приобретение авто — 5 000 грн |
— | Приобретение квартиры — 20 000 грн |
Итого: 5 000 | Итого: 29 000 |
Инспектором определена разница между «доходом» и «затратами» в сумме:
24 000 грн = 29 000 грн — 5 000 грн.
Именно с этой суммы и предлагалось оплатить налог предпринимателю.
Читайте также: Налоговая амнистия: задекларированы уже 150 миллионов
Несколько вариантов, как будет
Очевидно, и в ближайшие годы налоговики будут действовать по такой же логике. С небольшой поправкой — на «налоговую амнистию». В формуле будут учтены данные «нулевой точки». Это будет либо сумма активов, задекларированная в «нулевой декларации», либо «сумма, которая в соответствии со ст. 10 закона о налоговой амнистии считается «автоматически честно налогообложенной».
Напомним, что в этой статье закона дан список активов, которые не нужно декларировать, а необходимые налоги считаются уплаченными. Список довольно короткий: 400 тыс. грн, квартира не более 120 м (или дом площадью до 240 м), небольшой участок земли, не очень дорогое авто.
И здесь очень важно следующее. Допустим, гр-н Петренко имеет 2 квартиры. И они приобретены за деньги, с которых (в разные годы) были полностью уплачены налоги. Принимая решение о подаче/неподаче одноразовой декларации, гр-н Петренко должен обдумать два варианта.
Вариант первый — гр-н Петренко не подает декларацию. В этом случае «гарантированно налогообложенной» будет считаться одна квартира. А вторая? Нам говорят, что гр-н Петренко должен будет доказать, что вторая квартира была приобретена за доходы, с которых были уплачены налоги (т.е. он должен будет подтвердить факт их уплаты).
Однако в законе о налоговой амнистии нет прямой однозначной нормы относительно возможности подтверждения таких ранее уплаченных налогов. Конечно, мы еще не видели даже законопроекта о непрямых методах. Может там будет соответствующая норма.
Вариант второй: гр-н Петренко может подать декларацию и задекларировать обе квартиры ибо «льготная автоматически налогообложенная сумма (стоимость активов), указанная в законе, засчитывается лишь «в случае неиспользования физическим лицом права на подачу декларации.
С учетом этого, выскажем предположение, что в «новом налоге с излишних затрат» будет использоваться приблизительно такая формула для расчета базы налогообложения:
Сальдо на начало + доход — затраты = сума превышения (база налогообложения), где сальдо на начало — активы, указанные в «нулевой» декларации, либо активы, указанные в ст. 10 закона о налоговой амнистии.
Фактически, это может означать, что многие будут вынуждены заплатить налог повторно. Возможно, в тексте законопроекта о непрямых методах все же будет прописана (справедливая и логичная) норма о возможности подтвердить ранее уплаченные налоги.
Но можно сказать точно: вопрос «а нужно ли подавать нулевую декларацию?» на сегодня не имеет четкого ответа. Нам еще не сообщили «правила игры». Мы пока можем только догадываться, что нам предложат в «непрямых методах контроля».