Что произошло
Вечером 4 октября по всему миру перестали работать Facebook, Instagram и WhatsApp. При попытке зайти на любой сервис появлялась ошибка о невозможности получить доступ.
Все три сервиса не работали шесть часов. Версия о взломе или попытке получить пользовательские данные была откинута почти сразу. Официальная причина — «изменения конфигурации магистральных маршрутизаторов, которые координируют сетевой трафик между нашими центрами обработки данных».
Компании извинились и заявили, что работают над устранением неполадок.
«Facebook, Instagram, WhatsApp и Messenger снова начинают работать онлайн. Приношу извинения за сегодняшний сбой: я знаю, как сильно вы полагаетесь на наши услуги, чтобы оставаться на связи с близкими вам людьми», — написал генеральный директор Facebook Марк Цукерберг.
Читайте также: Глобальный сбой в Facebook и Instagram: Названы возможные причины (обновлено)
Сколько потерял Цукерберг
Акции Facebook после сбоя обвалились почти на 6%. Это уменьшило состояние Цукерберга до $115,8 млрд. За вечер он потерял около $7 млрд, — следует из рейтинга Forbes Real-Time, обновляемого в реальном времени.
Сбой случился для компании очень не вовремя — ее акции уже находились под давлением. С конца сентября The Wall Street Journal и The New York Times опубликовали несколько громких расследований о предельно неэтичных практиках ведения бизнеса Facebook. Бывшая топ-менеджер Facebook Фрэнсис Хоген отправила СМИ и регуляторам внутренние документы компании, которые показали, что руководитель Facebook знал о негативном влиянии его платформ на подростков, а также закрывал глаза на дезинформацию в соцсети.
С момента появления первой статьи на WSJ Facebook подешевела в целом на 18,2%.
Читайте также: Акции Facebook упали до самого низкого уровня с июля. Причина — негативные прогнозы по доходам
«Стихийное бедствие» для бизнеса
Сбой стал самым масштабным за всю историю компании. Более чем 10,6 миллионов пользователей со всего мира сообщили о проблемах.
Отключение затронуло малые и крупные предприятия, особенно остро сбой прочувствовали фирмы, для которых соцсети — единственная возможность связаться с клиентами. Правда, некоторые сумели извлечь пользу из происходящего.
Например, Mott & Bow, интернет-магазин джинсовой одежды, разослал пользователям электронные письма с темой: «Вот отвлечение, пока Instagram/Facebook не работают». Peloton Interactive Inc. написала в Твиттере: «Пока эти приложения не работают, расскажите нам, в каком вы настроении, и мы порекомендуем, чем заняться сегодня вечером».
Читайте также: Акции Tesla и Facebook будут продавать в Украине: стоит ли их покупать здесь
Как заработать на кибербезопасности?
Сбой в работе Facebook, WhatsApp и Instagram в считанные часы распространился еще на десяток соцсетей и ряд корпоративных платформ. Работа таких компаний, как Southwest Airlines, AT&T, Verizon, Netflix, Bank of America и даже Google была ограничена или вовсе невозможна. В частности, это случилось из-за того, что туда «рванули» пользователи.
Но если бы причиной вчерашнего обвала была организованная и масштабная хакерская атака, ее последствия поставили бы под угрозу функционирование жизненно важных предприятий.
Количество подключенных к сети устройств растет экспоненциальным темпом, что создает больше возможностей для хакеров. К примеру, согласно отчету Check Point Software, в первой половине 2021 года было совершено на 93% больше хакерских атак, чем за тот же период прошлого года. А по оценкам IBM, в настоящее время каждая утечка данных обходятся компаниям в среднем в $4,24 млн за инцидент.
К сожалению, топовые компании в области современной облачной кибербезопасности оценены с очень высокими мультипликаторами. К примеру, технологические лидеры CrowdStrike, Zscaler и CloudFlare торгуются за 49, 53 и 67 своих будущих годовых выручек, а прибылью там и вовсе пока не пахнет.
Высокие оценки традиционно создают риски глубокой коррекции. Однако прогнозируемый рост рынка по 25−30% г/г в течение будущих 10 лет позволит этим и другим облачным компаниям cybersecurity вырасти в десятки раз. Главное — не ошибиться, и выбрать исключительных технологических лидеров, что является главным катализатором их роста.