Зачем украинцам еще одна пенсия

Согласно пенсионной реформе 2003 года в Украине должны были заработать три уровня пенсионной системы. Но до сих пор второй уровень пенсионной системы — обязательные пенсионные накопления — не введен.

Добровольные пенсионные накопления есть у менее миллиона человек — это около 9% от количества застрахованных наемных работников. Фактически, для большинства сейчас работает только первый — солидарный уровень пенсионной системы. Но только солидарные пенсии уже никогда не смогут обеспечить достойную жизнь, и вот почему:​

  • Демография. Сейчас за счет взносов в Пенсионный фонд Украины в пользу менее 13 млн человек выплачиваются пенсии 11,2 млн пенсионеров. Солидарная пенсионная система может нормально работать, если взносы платят, по крайней мере, в два раза больше людей, чем получают пенсии. Далее будет сложнее, поскольку количество работающих по отношению к количеству пенсионеров будет уменьшаться. По расчетам специалистов Института демографии им. Птухи в 2050 году будет 9,7 млн человек, за которых выплачиваются взносы в Пенсионный фонд Украины, и 11,7 млн пенсионеров.
  • Недостаточность источников финансирования. Несистемное снижение ставки ЕСВ в 2016 году почти в два раза не привело к детенизации рынка труда, но привело к сокращению финансовых возможностей солидарной пенсионной системы.
  • Низкие пенсии в большинстве. Сегодня почти 60% пенсионеров получают пенсию ниже 3 тыс. грн. Коэффициент замещения заработка пенсиями составляет менее 29%. Именно столько средняя пенсия составляет по отношению к средней зарплате. Фактически это означает, что человек, который выходит на пенсию, начинает получать в три раза меньше доходов. По прогнозам из-за демографических изменений уровень замещения заработка пенсиями из солидарного уровня будет падать до 18%-20%. Это означает, что зарплаты будут расти быстрее пенсий, и при выходе на пенсию из солидарной системы человек сможет получить только примерно одну пятую от того, что зарабатывал, пока работал.

Учитывая эти факторы, для обеспечения достойных доходов в почтенном возрасте только солидарной пенсии недостаточно. Ее необходимо дополнить накопительной.

Читайте также: В Кабмине анонсировали запуск накопительных пенсий для бюджетников

Как будет накапливаться пенсия

Право собственности. Это главное, что предлагается изменить. Сейчас работающие люди «сбрасываются» деньгами, а государство их выплачивает в виде пенсии пенсионерам. Оплачивая социальные взносы, работающие люди приобретают страховой стаж, который влияет на размер их будущей пенсии, но в свою собственность ничего не получают. Поэтому их будущая пенсия на самом деле будет зависеть от того, сколько взносов платить в будущем другие люди, от того, сколько таких людей.

Законодатели предлагают, чтобы часть взносов сразу поступала в собственность человека, на его личный счет в накопительном фонде. Человек будет собственником своих пенсионных накоплений, будет сам выбирать, в каком фонде накапливать, может изменить фонд в любое время, если что-то не нравится, оставить пенсионные накопления по наследству, воспользоваться ими в критических случаях, например, для лечения.

При внедрении накопительной системы не будет дополнительной финансовой нагрузки на людей и бизнес. Государство будет перенаправлять часть уплаченных налогов и сборов на личный счет человека в том фонде, который определит сам работник.

Так, из налогов, уплаченных человеком, предлагается направлять на накопление долю в размере 1−2% от зарплаты. Дополнительно взносы в размере 1−2% от зарплаты будут перенаправляться человеку из сумм единого социального взноса, которые за него заплатил работодатель. В дальнейшем взносы необходимо увеличивать, чтобы вместе солидарная и накопительная пенсии обеспечивали достойный уровень жизни.

Пенсионные накопления не будут «лежать на счету». Они сразу будут вкладываться в экономику страны, только в те инструменты, которые определены законодательством как самые надежные (государственные ценные бумаги, в том числе, целевые на реализацию долгосрочных проектов, муниципальные ценные бумаги, акции и облигации предприятий, депозиты в надежных банках, банковские металлы, недвижимость земля и т. д.). Таким образом пенсионные накопления будут внутренними инвестициями, которые будут помогать экономике расти.

Все заработанные инвестиционные доходы накопительные пенсионные фонды распределяют между будущими пенсионерами, а направления и размер расходов, которые можно осуществлять за счет пенсионных активов, жестко ограничены законодательством, чтобы пенсионные накопления не «проедались» через расходы.

Активы, в которые инвестируются пенсионные накопления, могут быть и гривневыми, и валютными, чтобы защитить пенсионные накопления от курсовых колебаний. Также человек сможет ежедневно проверять состояние своего счета и перевести свои накопления в другой фонд, если что-то не понравится, без каких-либо штрафных санкций.

Человеку нужно будет выбрать себе фонд для накоплений. Для этого НКЦБФР отберет самые надежные накопительные пенсионные фонды и обнародует их перечень. Для людей, которые в начале работы системы не определятся с выбором, Правительство создаст фонд «по умолчанию», который будет работать по одинаковым правилам со всеми другими, таким образом, чтобы это не было монопольной политизированной структурой, чтобы не управлялось в ручном режиме.

Из него человек так же сможет перевести свои накопления в любой момент в другой фонд, когда определится с выбором. Этот выбор должен быть свободным. Никто — ни работодатель, ни государство, ни любая организация — не должен навязывать вам этот выбор.

Пенсионные выплаты. Накопительная пенсия будет выплачиваться дополнительно к солидарной и уменьшать ее размер. По собственному желанию начать получать накопительную пенсию можно позже, чем солидарную. Выплаты из накопительной системы могут быть пожизненными, одноразовыми и на определенный срок. Для того, чтобы получать пожизненную выплату, человек выберет себе компанию по страхованию жизни из перечня надежных, которые определит Национальный банк Украины.

Если средств накопится много — больше, чем нужно для пожизненной пенсии в размере прожиточного минимума, то остальные средства человек может по собственному выбору или получить единовременно, или в виде дополнительной выплаты на определенный срок (не менее 10 лет), или также направить в страховую компанию, чтобы пожизненная выплата была больше прожиточного минимума.

Если средств накопится мало — недостаточно для пожизненной пенсии в размере прожиточного минимума, то их можно будет забрать единовременно или доложить необходимую сумму для пожизненной пенсии. Как поступить — это также будет решать сам человек. В отдельных ситуациях пенсионные накопления можно будет использовать до выхода на пенсию, в любом возрасте. В частности, на лечение в случае критического состояния здоровья, в том числе и на лечение членов семьи, в случае получения инвалидности 1 или 2 группы. Также человек сможет забрать свои пенсионные накопления при выезде на постоянное место жительства в другую страну.

Читайте также: Новая накопительная пенсионная система предусматривает отчисления 2% зарплаты каждого

Может ли пенсия в 7000 гривен быть реальностью

Около 7000 гривен — это пример того, какую пенсию может получать человек с полным страховым стажем из двух источников: солидарной и накопительной систем.

Даже при небольших взносах 4% от заработной платы, которые предлагаются для запуска обязательных пенсионных накоплений, и доходности + 0,25% в месяц выше инфляции (около 3% выше инфляции в год), это возможно.

Можно рассчитать и другие примеры, задавать различные размеры взносов и разные проценты доходности, чтобы посмотреть, как будут меняться результаты, но принцип останется тот же.

Для примера все расчеты сделаны в сегодняшних ценах, чтобы не спорить о прогнозах инфляции, и построена модель для человека, который:

  • получает заработную плату 15 000 гривен в месяц,
  • работает и копит с 25 до 60 лет (имеет 35 лет стажа),
  • на собственный пенсионный накопительный счет ежемесячно в течение периода работы получает 2% от зарплаты из сумм уплаченного ним НДФЛ и дополнительно 2% от зарплаты из сумм ЕСВ, который за нее оплатил работодатель (вместе 4% — 600 гривен),
  • после завершения периода работы получает накопительную пенсию в течение 15 лет,
  • все время накопления средства человека работают с доходностью 0,25% выше инфляции в месяц (примерно 3% выше инфляции в год),
  • получает пенсию из солидарного уровня на уровне средней на сегодня — 3 624 грн (по состоянию на 01.03.2021).

В этом примере средняя пенсия из накопительной системы за 15 лет у человека составит 3 117 грн. Вместе с солидарной пенсией человек будет получать 6 741 грн, что составляет 45% от его зарплаты.

Читайте также: Негосударственный пенсионный фонд: что это, как выбрать НПФ и открыть счет

Какие гарантии, что накопления не обесценятся

В действующем законодательстве о накопительном пенсионном обеспечении более 40 механизмов, обеспечивающих защиту пенсионных накоплений людей.

Например, это такие механизмы:

  • Накопительные пенсионные фонды ежедневно отчитываются регулятору и ежедневно обнародуют показатели своей деятельности.
  • Человек может ежедневно контролировать изменение своих накоплений и в любой момент перевестись в другой фонд без штрафов, если ему что-не нравится.
  • Есть целый ряд законодательных лицензионных требований к персоналу, капиталу, техническому и программному обеспечению, внутренним процедурам, финансовому мониторингу операций и организации работы тех, кто предоставляет услуги на этом рынке, такие требования усиливаются.
  • Фонды отчитываются по международным стандартам финансовой отчетности и обязательно проходят ежегодный аудит только с аудиторами, имеющими разрешение проводить аудит финансовых учреждений. Результаты аудита обнародуются.
  • Накопительный пенсионный фонд не может быть ликвидирован по законодательству о банкротстве. Если учредители хотят прекратить деятельность фонда, то они за полгода до этого утверждают у государственного регулятора план ликвидации фонда, которым предусматривается перевод всех накоплений людей в другие накопительные фонды на выбор человека. В Украине в течение 16 лет не утратив ни копейки пенсионных накоплений граждан таким образом ликвидировались около 50 фондов.
  • Накопительный пенсионный фонд — это фактически не одно учреждение, а четыре: сам фонд, администратор, компания по управлению активами и банк-хранитель. Они обязаны законодательством контролировать друг друга в процессе работы с пенсионными накоплениями в ежедневном режиме — куда направляются средства, как оценивается стоимость активов и т. д. Каждую операцию с пенсионными накоплениями контролируют по меньшей мере два субъекта, а чаще три, и несут за это ответственность. Поэтому здесь риски мошенничества значительно ниже, чем в учреждениях, где нет такой системы взаимоконтроля.
  • Направления, куда именно можно вкладывать средства, на каких площадках можно такие активы покупать, а на каких — нельзя, требования по оценке таких инструментов определены законом. Также закон устанавливает требования по диверсификации активов — разложение «по разным корзинам»: не более 5% активов в обязательства одного предприятия, не более 10% в недвижимость и т. п. Поэтому фонды не могут вкладывать пенсионные накопления людей в абы что, а также не могут все накопления вложить в один банк или в одно предприятие и потерять, если оно обанкротится.
  • Законом ограничен предельный уровень расходов, которые покрываются за счет пенсионных активов, чтобы пенсионные накопления не «проедались» из-за расходов.

Как еще повысить надежность?

Первое, что нужно, — сильный и профессиональный регулятор. Если хотя бы одного из этих двух компонентов не будет — это риски. Для того, чтобы система работала надежно, государство должно обеспечить контроль над тем, чтобы все предусмотренные законодательством механизмы защиты работали на практике.

В этом направлении есть законодательные инициативы по усилению институционной способности НКЦБФР и решительные действия нового состава НКЦБФР по усилению контроля на рынке даже в рамках текущих полномочий.

Вторая задача — это потребность в расширении круга надежных инвестиционных инструментов, по которым пенсионные накопления действительно будут направлены в экономику, в рост ВВП, создание новых рабочих мест, с учетом ключевых экономических реформ и приоритетных направлений развития экономики. При этом рост объема внутренних долгосрочных инвестиционных ресурсов, которыми являются пенсионные накопления, будет стимулировать предложение таких инструментов. Поэтому это взаимосвязанный постепенный процесс.

В этом направлении очень важным шагом является меморандум, подписанный недавно Правительством с международными партнерами по развитию инфраструктуры фондового рынка.

Третья задача — повысить защиту пенсионных активов, инвестированных в предприятия и банки, от невозврата во время процедур ликвидации предприятий или банков, признания их неплатежеспособными. В частности, во время таких процедур возврат пенсионных активов должен происходить сразу после уплаты налогов государству и зарплаты работникам, в третьей очереди удовлетворение требований кредиторов, как социально важные средства. Это существенно улучшило бы защиту пенсионных накоплений.

Также должно безусловно обеспечиваться выполнение решений судов о возврате пенсионных активов, за этим должен быть особый контроль, возможно, отдельная бюджетная программа по образцу бюджетной программы выполнения судебных решений по пенсионным делам в солидарной системе. Ведь сейчас с этим есть проблемы, в частности, с ФГВФЛ.